электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 
Фонд СОРОС Казахстан.

Рубрика "Инклюзивное образование" в журнале "Открытая школа" выходила при поддержке
Фонда Сорос Казахстан

Архив статей 2013 г.

 

Особенности абилитации детей с кохлеарной имплантацией в условиях интеграции

№ 5 (126) май 2013


В.В. СИВКОВА, учитель-дефектолог ГУ Модельная школа – детский сад № 96, Восточно-Казахстанская область, г. Усть-Каменогорск

 

Одним из основных приоритетов развития Республики Казахстан является образование. Подписав «Дакарский План действий» на Всемирном форуме по вопросам образования, проведенном в рамках реализации программы ЮНЕСКО «Образование для всех» в 2000 году, наша страна работает над реализацией его задач.

Существенные изменения, происходящие в настоящее время как в сфере медицины, так и в сфере образования, влияют на изменения условий образовательного процесса. Так, кохлеарная имплантация детей с нарушенным слухом ставит перед образованием новые задачи, заставляет искать новые пути решения вопросов воспитания и обучения.

Кохлеарная имплантация – эффективный метод слухоречевой реабилитации детей с тяжелыми нарушениями слуха нацелена на полную интеграцию лиц с нарушениями слуха в общество и улучшение качества их жизни. Главная цель кохлеарной имплантации – это развитие у ребенка способности понимать речь собеседника, говорить и общаться с помощью речи на уровне, приближенном к уровню ребенка с нормальным слухом.

В связи со сложившейся ситуацией возникают новые вопросы и проблемы расширения вариативности образовательных систем, в том числе и в области специального образования.

Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы предусмотрены вопросы оказания комплексной коррекционно-педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями; обеспечения доступной безбарьерной и толерантной среды для интеграции таких детей в образовательную и социальную инфраструктуру; психолого-педагогического сопровождения детей в детских садах и школах. Реализация Государственной программы позволит обеспечить равные права детям с ограниченными возможностями на образование с созданием условий для обучения и интеграции их в общество.

В соответствии с законодательством Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» вопросы создания условий детям с ограниченными возможностями для доступа в организации общего образования находятся в компетенции местных исполнительных органов.

Как решается вопрос обучения детей с кохлеарной имплантацией в ГУ МШДС №96 города Усть- Каменогорска Восточно-Казахстанской области?

Особенность нашего учреждения состоит в том, что в нем обучаются как слышащие дети, так и дети с нарушениями слуха, что способствует наиболее эффективной интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Если проанализировать состав детей с кохлеарной имплантацией, можно отметить, что в учреждении обучаются и обучались дети с долингвальным развитием, т.е. потерявшие слух до овладения речью. Эта группа неоднородна, и ее можно разделить на следующие подгруппы (по классификации Королевой И.В.):
- дети, имеющие слуховой опыт. В эту группу входят дети, потерявшие слух в промежуток овладения речью (1-5 лет);
- дети, не имеющие слухового опыта.

Так как в нашем образовательном учреждении есть необходимые условия, нами была разработана программа для включения в образовательный процесс детей с кохлеарной имплантацией в группы массового детского сада и начальные классы.

Сущность интеграции заключается в слиянии систем общего и специального образования, включении детей с ограниченными возможностями в группы, классы образовательных учреждений общего типа.

Можно назвать две формы интегрированного обучения: полная и комбинированная.

В рамках полной интеграции ребенок, перенесший кохлеарную имплантацию в раннем возрасте (до 2 лет), определяется в группу массового детского сада. Также его обучение и воспитание в рамках образовательного учреждения сопровождается специалистом-дефектологом.

Комбинированная интеграция осуществляется в случаях, когда дети с кохлеарной имплантацией еще недостаточно способны на равных с обычными сверстниками овладевать образовательным стандартом. Они посещают отдельные занятия, уроки в массовой школе (саду), содержание которых им доступно и соответствует их возможностям. При данной форме интеграции дети учатся в классе (группе) специальной (коррекционной) школы и постоянно посещают коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога. В данную группу определяются дети, перенесшие кохлеарную имплантацию в более позднем возрасте (после 5-6 лет).

Для успешной абилитации и адаптации в слышащее общество детей с кохлеарной имплантацией необходимо создание единой речевой среды. Для обеспечения речевого развития и в образовательном учреждении, и в семье, и в обществе должны быть предусмотрены определенные условия.

Основными условиями создания слухоречевой среды являются следующие: мотивированное речевое общение с детьми в ходе практической деятельности; формирование у детей потребности в речевом общении; поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень; побуждение детей к активному применению речи; использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения; контроль за речью детей со стороны взрослых; соблюдение единых требований к речи взрослых.

Важным стимулом является пребывание ребенка с кохлеарной имплантацией в нормальной речевой среде, формирующей появление у него потребностей в словесном общении.

В соответствии с рекомендациями Шипицыной Л.М., Шматко Н.Д. нами реализуются такие формы работы по интеграции детей с кохлеарной имплантацией в общество слышащих:
- работа с родителями ребенка с кохлеарной имплантацией (рекомендации и консультации);
- работа с педагогами массовой группы детского сада (методические рекомендации);
- работа с родителями слышащих детей (беседы);
- занятия по развитию слухового восприятия неречевых и речевых звучаний, выработке условно- двигательной реакции на звуки;
- накопление словаря, подобранного для совместных со слышащими детьми занятий;
- игры и упражнения на развитие познавательных процессов;
- включение ребенка с кохлеарной имплантацией в занятия со слышащими сверстниками;
- совместные воспитательные мероприятия;
- пребывание ребенка с кохлеарной имплантацией в массовой группе детского сада либо полный день, либо частично.

Форма интеграции и программа обучения для каждого ребенка определялись и составлялись на основании его способностей, навыков и умений, а также возраста, в котором проводилась имплантация.

Подробнее хотелось остановиться на особенностях полной интеграции ребенка с кохлеарной имплантацией в группу массового детского сада.

В процессе обучения и воспитания ребенка с кохлеарной имплантацией, полностью интегрированного в группу массового детского сада, участвуют педагоги массовой группы и педагог- дефектолог.

Учитель-дефектолог должен быть знаком с перспективным планом работы педагога массовой группы или класса, в котором интегрируются его воспитанники. Это необходимо для того, чтобы он на своих фронтальных и индивидуальных коррекционных занятиях обратил особое внимание на подготовку воспитанников к успешному участию в совместных со слышащими детьми занятиях. Учитель-дефектолог систематически оказывает методическую помощь педагогам в организации общения с детьми с ограниченными возможностями, интегрированными в коллектив слышащих сверстников, в привлечении их к занятиям, к играм. Он ведет наблюдение за их адаптацией в обычной группе, классе, посещает занятия, фиксирует трудности, с которыми сталкивается ребенок, и на индивидуальных занятиях пытается подготовить его к их преодолению.

Педагоги обычных групп готовят слышащих детей к взаимодействию с детьми с кохлеарной имплантацией: проводят беседы, приучают детей делать своими руками интересные и доступные им игровые пособия, готовить для них спектакли и др. Задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы со временем ребенок с кохлеарной имплантацией стал соучастником этой деятельности, а слышащие дети воспринимали его как партнера, которому нередко требуется их помощь и поддержка.

Опыт работы позволил нам выделить положительные результаты интеграции детей с кохлеарной имплантацией. Одним из главных преимуществ интегрированного обучения является возможность детей с кохлеарной имплантацией находиться в среде слышащих сверстников, что положительно влияет на их социализацию и стимуляцию их речевого развития.

Не менее значимо развитие интеграции и для слышащих детей, поскольку эта форма организации обучения позволяет целенаправленно готовить их к безусловному принятию человека с особыми образовательными потребностями, формировать толерантное отношение к человеческой «инакости», закладывать культурную норму формирующегося гражданского общества – уважение к различиям между людьми.

Совместное обучение слышащих детей и детей с кохлеарной имплантацией уменьшает существующие предрассудки и затруднения между обеими группами и создает возможности для достижения общей осмысленной интеграции.


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.








 

 


 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10