Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в речевом развитии при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи могут проявляться в нарушении произношения, бедном словарном запасе, аграмматизме. По степени тяжести нарушения речи делятся на три группы. К первой группе относят нарушения фонетической стороны речи при сохранном фонематическом слухе. Нарушения произношения, как правило, проявляются в искажении свистящих, шипящих звуков, сонорных «р, л». Эти нарушения на внятности произношения не сказываются, не создают трудностей в процессе обучения, но в перспективе могут осложнить выбор профессии. Ко второй группе относят нарушения фонетико-фонематического развития, что проявляется, с одной стороны, в неправильном произношении звуков, чаще всего по типу замен, смешений звуков, с другой – в трудностях различения на слух звуков, противопоставленных акустически (звонкие – глухие, твердые – мягкие согласные) и артикуляционно (свистящие – шипящие – аффрикаты, сонорные р–л). Трудности различения звуков на слух приводят к невозможности овладения звуковым анализом и синтезом, что скажется отрицательно на овладении письменной речью (чтением и письмом). По данным российских ученых, дети с фонетико-фонематическим недоразвитием дают от 50 до 100% неуспеваемости по родному языку.
К третьей группе относят детей с тяжелыми нарушениями речи, затрагивающими всю систему языка, – фонетику, лексику, грамматику. В современной классификации речевых нарушений оно квалифицируется как общее недоразвитие речи. Названное нарушение не позволяет овладеть грамотой, математикой даже при не резко выраженном недоразвитии речи. Такие дети дают 100% неуспеваемости по всем основным предметам.
Дети всех трех групп, безусловно, нуждаются в логопедической помощи, но в первую очередь, конечно, дети второй и третьей групп.
Речевые нарушения – самая распространенная патология развития среди детей дошкольного возраста, и не все из них могут сегодня получить квалифицированную логопедическую помощь. Мы обследовали 83 ребенка старшего дошкольного возраста одного из детских садов Алматы. Из них выявлено 56 детей с различными нарушениями речи, что составило 67,5%. По тяжести нарушений дети распределились следующим образом: с фонетическим недоразвитием – 26 (46%), с фонетико-фонематическим недоразвитием – 22 (40%), с общим недоразвитием речи – 8 (14%). Таким образом, детей группы риска по степени готовности к школьному обучению – 54%. Дети с общим недоразвитием речи, в основной своей части, организованы в специальные детские сады для детей с тяжелыми нарушениями речи. Таких в Алматы 4: №24, 54, 66, 111. В зависимости от уровня речевого развития дети получают логопедическую помощь от 2-х до 3-х лет, что позволяет им преодолеть речевой недостаток до обучения в школе и большинству овладеть школьной программой в обычных условиях. Только небольшая часть детей с тяжелой формой дефекта (алалией, ринолалией, дизартрией) продолжают обучение в специальной школе.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием в советское время были организованы в логопедические группы при массовых детских садах, где за год обучения преодолевали дефект и успешно обучались в школе. Таких групп в Алматы было 100. Сегодня нет ни одной. Поступая в школу, дети с фонетико-фонематическим недоразвитием в первом же полугодии становятся неуспевающими по родному языку (письму и чтению).
В настоящее время проблему дошкольного обучения детей названной категории можно решить двумя путями:
- воссозданием логопедических групп, в которых, как показывает многолетний опыт функционирования их, создаются наиболее благоприятные условия для воспитания и обучения детей;
- открытием логопедических пунктов при общеобразовательных детских садах.
В 2004 г. Приказом Министерства образования и науки РК от 3 сентября № 712 утверждены «Правила о порядке деятельности логопедического пункта», которые разрешают открытие таких организаций в детских садах для оказания помощи дошкольникам с нарушениями речи. На логопедическом пункте одновременно может заниматься 20-25 детей. Для занятий детей объединяют в группы по 5-6 человек одного возраста, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Каждый зачисленный на логопедический пункт ребенок посещает занятия 2-3 раза в неделю. В процессе коррекционного обучения исправляются дефекты произношения, развивается фонематический слух, формируется умственное действие звукового анализа, дети овладевают основами грамоты. К сожалению, на сегодняшний день в Алматы, крупнейшем мегаполисе страны, имеется только один логопедический пункт, открытый на базе детского сада №20.
Приведем характеристику ребенка с фонетико- фонематическим недоразвитием речи. Алеша Е., возраст 5,5 лет, посещает старшую группу общеобразовательного детского сада. Умственное развитие соответствует возрасту: различает и называет основные и оттеночные цвета, форму и величину предметов, владеет прямым счетом в пределе 10, выполняет счетные операции в пределе 5. Словарный запас: правильно называет предметы окружающего мира, обобщает предметы в логические группы – одежда, обувь, животные и т.д., активно пользуется словами-обобщениями. Некоторое лексико-грамматическое отставание проявляется в неумении правильно называть детенышей животных, в отсутствии в речи предлогов «над», «за», «к», «из-за», «из-под», ошибках в согласовании числительных с существительными («пять мячов, уш» – мячей, ушей). Обследование произношения звуков выявило следующее: свистящие звуки «с,з,ц» заменяются шипящими («шани» – сани, «жайка» – зайка, «чепь» – цепь), звук «л» отсутствует («апа» – лапа), звуки «р, рь» эаменяются звуком «ль» («лека, лука» – река, рука). Фонематический слух нарушен: не различает звонкие и глухие, свистящие и шипящие звуки, допускает ошибки в заданиях на дифференциацию на слух сонорных «р-л». Допускает ошибки на определение позиции звука в слове (начало, середина, конец), затрудняется в выделении начального согласного (вместо звука назовет слог – «в слове мука первый звук – му»). Согласно требованиям Индикаторов компетентносного развития детей от 5 до 6 лет Алеша должен уметь анализировать практически любое слово, однако, ему удается выделение только первого ударного гласного звука в словах типа «утка», «окна». Так как в строении и подвижности артикуляционного аппарата отклонений не выявлено, правомерно считать, что в структуре фонетико-фонематического недоразвития в данном случае первично нарушение фонематического восприятия, которое и послужило причиной дефектного произношения звуков. Поэтому в коррекционном обучении необходимо особое внимание уделить развитию именно этой речевой функции.
Как выше уже было сказано, дети с фонетико- фонематическим недоразвитием в школьном обучении не успевают по письму и чтению. Уже в первом классе они обнаруживают затруднения при овладении грамотой, что проявляется в дислексии – расстройстве чтения и дисграфиии – расстройстве письма. Признаками дислексии являются:
1. Неусвоение букв. Чаще всего не усваиваются те буквы, звуковые образы которых ребенок не различает на слух.
2. Побуквенное чтение. Трудности усвоения прямого слога, слога-слияния, по мнению А.Н.Корнева, являются «осевым» нарушением при дислексии.
3. Ошибки на пропуски, лишнюю вставку, перестановки букв, что связано с несовершенством звукового анализа.
4. Аграмматизм при чтении.
5. Нарушение понимания прочитанного на уровне отдельного слова, предложения, текста в связи с плохой техникой чтения.
25% детей с дислексией владеют медленным, послоговым чтением (6-10 слов в минуту), допуская большое количество ошибок, остальные читают побуквенно.
Нарушения письма (дисграфия) встречается чаще, чем нарушения чтения. Симптомы дисграфии:
1. Ошибки на замены и искажения букв, чаще согласных.
2. Искажения звуко-слоговой структуры слов.
3. Нарушения слитности написания отдельных слов в предложении.
4. Аграмматизм.
5. Ошибки на правила правописания.
Приведем образец письма ученика 1 класса с фонетико-фонематическим недоразвитием:
Летом.
«Деди бли на луку. Соня Шура рвали светы. У Мишы был сачак. Он поймал бабачку и жука. в траве трецали кужн.»
(Дети были на лугу. Соня и Шура рвали цветы. У Миши был сачок. Он поймал бабочку и жука. В траве трещали кузнечики).
Ошибки на замены букв д – т, к – г, ц – с, ц – щ, з – ж в данной работе являются диагностическими для дисграфии и объясняются нарушением фонематического восприятия. В воследующих классах при отсутствиии логопедической помощи в связи с увеличением объемов и усложнением текстов количество ошибок возрастает, и к дисграфии присоединяется дизорфография, стойкая неспособность усвоения правил правописания. Поэтому очень важно предупредить эти трудности усвоения школьных знаний в дошкольные годы путем создания в каждом детском саду логопедического пункта или логопедических групп в общеобразовательных детских садах для детей с фонетико - фонематическим недоразвитием.
|