С 1992 года я руковожу Общественным объединением инвалидов «Кенес» Центра социальной адаптации и трудовой реабилитации. К 2000 году была полностью с оздана а вторская м одель к омплексной р еабилитации, к оторая показала успешность комплексного сопровождения детей с тяжелыми психоневрологическими патологиями.
В основу модели заложено формирование жизненно необходимых навыков, что позволяет давать более успешную динамику психических процессов ребенку с особыми образовательными потребностями, в том числе моторное развитие (крупная и тонкая моторика), сенсорное и эмоциональное восприятие, коррекция поведения и коммуникативных навыков, различные навыки бытовой и трудовой направленности и, конечно же, развитие речи.
К тому моменту, когда появилась Алина, уже хорошо зарекомендовали себя группы дошкольной инклюзии, нами были разработаны основные критерии включения детей с особыми образовательными потребностями в среду обычных детей.
Посещать группы дошкольной инклюзии в Центре «Кенес» нам не пришлось. Во-первых, Алина не имела навыков самообслуживания и личной гигиены, наблюдались проблемы в поведении, и ко всему прочему, в марте 2008 года меня пригласили работать в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан для разработки Закона РК «О специальных социальных услугах» и его нормативных подзаконных актов. Закон РК «О специальных социальных услугах» был успешно принят и введен с января 2009 года, и в рамках закона был разработан Стандарт оказания специальных социальных услуг для детей с психоневрологическими патологиями в условиях стационара, ухода на дому и дневного пребывания, инструкция комплексной реабилитации и другие нормативно-правовые документы.
В жизни ничего случайного не бывает! В 2006 году при поддержке компании КСell по модели Центра «Кенес» мы создали и открыли дневное отделение на базе государственного медико-социального учреждения для детей с психоневрологическими патологиями в городе Астане на 30 мест. Поскольку мне не удалось договориться ни с одной заведующей детским садом города Астаны, Алину я определила в дневное отделение, которое сама же когда-то и открыла.
Надо признаться, что меня очень беспокоило то, что я мало уделяю время Алине, я даже называла себя «мама на ночь», так как работа в министерстве предполагает ненормированный рабочий день. Вот и получалось, что когда я возвращалась с работы, чаще Алина уже спала, а утром надо было бежать в интернат, а потом на работу.
Мне повезло с няней, она была очень исполнительная и точно выполняла все инструкции и задания на день. За время пребывания в Астане Алина научилась пользоваться горшком, частично одеваться. С активной речью никаких сдвигов не наблюдалось, хотя в пассивной речи наблюдалось накопление русских слов (в доме ребенка с детьми говорят только на государственном языке), и по картинкам Алина довольно правильно показывала предметы.
Единственно, что я могла позволить себе в воспитании с Алиной – это чтение книг. Читала Алине я, по возможности, ежедневно на ночь, а в выходные уделяла этому больше времени. Постепенно у Алины проявился интерес к книжкам: она с интересом рассматривала картинки, листала страницы и разглядывала непонятные знаки. Этот интерес позволил ненавязчиво «подсунуть» ей звучащую азбуку. Через год Алина без труда называла все буквы азбуки, узнавая их по картинкам, например, покажи букву Ш (шляпа).
Осенью 2010 года мы вернулись в Алматы, и я опять приступила к обязанностям руководителя Центра «Кенес». Алину определили в группу дошкольной инклюзии к обычным детям. По прошествии недели ко мне подошли дети и начали жаловаться на Алину: «Заберите Алину, она нам мешает, не дает заниматься».
Для меня это был шок, но показывать свою растерянность перед детьми было нельзя. Я собрала всю группу детей и совершенно серьезно, как говорят со взрослыми, откровенно поговорила с ними и попросила их дать Алине шанс быть в этой группе. Я объяснила детям, что у Алины нет опыта общения с обычными детьми, ведь она посещала интернат, где находились дети с комплексными нарушениями и самое главное – с отсутствием речи! Дети выслушали меня внимательно и согласились на присутствие Алины в группе. Шанс был получен!
Через несколько дней я наблюдала плоды того, что сумела договориться с детьми. Они стали активно помогать Алине адаптироваться в группе. Совместный труд с моей стороны и со стороны коллектива детей и специалистов Центра дал хорошие результаты.
Мультимедийной командой специалистов Центра для Алины был разработан индивидуальный план работы, в реализации которого участвовали не только воспитатель группы, но и психолог, логопед, учитель-дефектолог, учителя танцев и музыки.
Ежедневная системная работа привела к тому, что результат превзошел все ожидания! Из маленькой, пугливой, не умеющей даже попроситься в туалет, Алина стала самодостаточной девочкой. У нее появились обязанности в группе, например, дежурить по кухне, раздавать ложки, ставить подставки под салфетки, Алина стала солировать в танцевальных номерах.
Сегодня Алина – одна из главных «актрис» группы, она не только танцует, но и участвует во всех мероприятиях группы и Центра.
Но самое главное! Алина стала работать на уроке наравне с обычными детьми! Если в прошлом году мы забирали ее с фронтальных занятий по математике и грамоте, то в этом году она не только присутствует, но и активно работает на этих уроках! Она научилась учиться! Она получает удовольствие от самого образовательного процесса! Сегодня Алина полностью социализирована, и дети не могут без нее, ведь от нее исходит так много добра! Алина любит всех, и свою любовь она не боится показывать и проявляет ее очень а тивно через крепкие объятия! Забавный пример: дети поддались ее эмоциональному посылу и научились открыто выражать свои эмоции, бежать с объятиями навстречу взрослому и своим сверстникам!
Не могу судить, кто больше выиграл: дети - от присутствия Алины в группе или Алина – от нахождения в среде обычных детей. Выиграли все! Дети группы стали очень дружными, открытыми и всегда придут на помощь тем, кто нуждается в их поддержке! Они не понаслышке знают, что есть другая жизнь и есть не такие, как они, дети, которым тоже хочется учиться, познавать этот мир и быть рядом с нами, и обычные дети знают, что и «особым» детям есть чему нас учить!
Еще мне хотелось бы обратить внимание родителей детей с особыми потребностями на следующий аспект: думайте о своих детях лучше, верьте в них, даже если не верит никто!
Центр комплексной реабилитации «Кенес» занимается защитой прав детей с особыми образовательными потребностями и оказанием медико-социальной и специализированной психокоррекционной помощи детям со сложной структурой дефекта (сочетание двигательных, речевых, умственных и психических нарушений) в условиях дневного пребывания. Кроме этого, в Центре успешно функционируют группы дошкольной инклюзии, в которых дети с особыми образовательными потребностями включаются в среду обычных детей. Модель «включения» предполагает определенный уровень развития общества, обеспечивающий хорошо развитую систему поддержки семьи и наличие соответствующей правовой базы. И, главное, признание того, что люди с особыми потребностями среди других членов общества – это норма, а не чрезвычайное событие.
Подробно о Центре можно узнать, зайдя на сайт http://www.center-kenes.kz/ group_adaptation
|