электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 
Фонд СОРОС Казахстан.

Рубрика "Инклюзивное образование" в журнале "Открытая школа" выходила при поддержке
Фонда Сорос Казахстан

Архив статей 2013 г.

 

Дети с задержкой психического развития в общеобразовательной школе

№ 2 (123) февраль 2013


Г. К. САТВАЛДИНА учитель начальных классов Чернорецкой СОШ № 2, Павлодарская обл.

 

Причина трудностей обучения и неуспеваемости младших школьников часто связана с задержкой их психического развития. Группа детей, объединенная диагнозом «задержка психического развития» чрезвычайно разнородна. Как правило, в дошкольном возрасте эти дети ничем особенно не выделяются среди своих сверстников, а особенности их развития начинают проявляться с началом школьного обучения, приводя к стойкой неуспеваемости. Такие дети с трудом понимают, что от них требуется в классе, не могут быстро переключаться на новый вид деятельности, плохо осваивают чтение, письмо, математику. Сложность в том, что каждый случай задержки имеет свою причину. Очень большое, а иногда и решающее значение в этом имеют недостатки социальной среды, в которой воспитывается малыш. Здесь на первом месте стоят дефицит материнской ласки, человеческого внимания, тепла, недостаток ухода, недополучение информации. По сравнению со сверстниками, поступающими в первый класс, у них отмечается недостаточный запас знаний, сведений, умений. Узок их кругозор, бедна речь, слабо развиты моторные навыки. Эти дети никак не осознают себя учениками. Познавательная деятельность не интересует таких учеников. На уроках они становятся вялыми, скучными или наоборот излишне беспокойными, не могут сосредоточиться на задании.

Для таких учеников характерно снижение работоспособности с расстройством внимания, памяти. В результате ребенок не осваивает навыки чтения, письма, счета. Бывает и так, что не дается только письмо, только чтение или только математика.

Разобраться в характере и глубине того или иного нарушения возможно только при комплексном обследовании ребенка врачом-психоневрологом, дефектологом, психологом, логопедом. При этом необходимо учитывать характер ошибок по математике, письму, исследовать состояние отдельных психических функций, темпа деятельности.

При задержке речевого развития часто наблюдаются нарушения фонетико – фонематического восприятия. В подобных случаях ученик не слышит звуки речи, не может соотнести правильно звук и букву, выделить звук, слог, фразу, путает оптически сходные буквы (и-ш, и-ц и т.д). В результате в письме наблюдаются характерные ошибки: замены букв (т-д, б-п, г-к и т. д.), нарушение структуры слова, слияние предлогов, отдельных слов. Бывает, что ребенок, неправильно произнося звуки, отражает это в письме. Для детей с задержкой развития характерна моторная неловкость, медлительность. Они с трудом, очень медленно входят в работу, попытка торопить такого ученика, как правило, приводит только к увеличению ошибок, к резкому нарастанию утомления и падению работоспособности.

Школьникам рассматриваемой группы необходим индивидуальный подход, своевременная помощь учителя. В таких случаях необходимы максимум терпения, внимания и настойчивости. В каждом классе есть такие дети, и недопустимо игнорировать их, доводить ребенка неправильным подходом, невниманием, негативным отношением до появления у него грубой педагогической запущенности, срыва в психическом здоровье, школьного невроза.

Занимаясь с отстающим учеником, стараюсь не допускать, чтобы у него образовалась педагогическая запущенность, с этой целью провожу дополнительные занятия, если ребенок медлителен, не тороплю его, пусть даже медленно, но качественно выполнит задание, так как эти дети, как бы ни старались работать быстрее, это зависит от состояния их центральной нервной системы. Лучше дать ему задание в меньшем объеме и достойно оценить его. Также необходимо не скупиться на похвалу даже за самый незначительный успех: «Молодец! Вот видишь, сегодня ты сделал меньше ошибок!» Есть золотое правило: «Хвалить при всех, ругать – только наедине».

Необходимо учитывать, что дети, имеющие задержку в развитии, отличаются от умственно отсталых детей именно тем, что хорошо воспринимают предлагаемую помощь. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигается и постепенно преодолевает отставание в собственном развитии.

Если же отставание остается значительным, к тому же ребенок часто болеет, страдает различными невротическими расстройствами, ему комфортнее будет учиться в специальном классе коррекционно- развивающего обучения.

При решении вопроса о переводе ученика в специальный класс необходимо получение учеником заключения психолого-медико-педагогической консультации. Учителя часто сталкиваются с тем, что родители категорически отказываются от посещения консультации, конфликтуют с учителем, администрацией школы. В подобных случаях учитель должен убедить родителей (доброжелательно, аргументированно), что они, отказываясь, тем самым наносят вред своему ребенку. Положение такого ребенка в обычном классе становится очень тяжелым. Он начинает отставать все больше и больше, в результате у него пропадает интерес к учебе, к школе. Он становится грубым, упрямым и начинает ненавидеть учебу, школу.

Правильная оценка характера отклонений у ребенка дает учителю возможность найти успешные пути педагогического воздействия. При этом очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые совместно могут быть успешно преодолены.


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.










 

 

 


 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no
 
 
 

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10