электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 
Фонд СОРОС Казахстан.

Рубрика "Инклюзивное образование" в журнале "Открытая школа" выходила при поддержке
Фонда Сорос Казахстан

Архив статей 2012 г.

 

Организация работы по повышению квалификации педагогических кадров в условиях становления инклюзивного образования РК

№ 10(121) декабрь 2012


А.К. РСАЛДИНОВА, зав.кафедрой педагогики и инклюзивного образования РИПК СО, к.п.н., доцент,
И.А. ДЕНИСОВА, ст.преподаватель кафедры педагогики и инклюзивного образования РИПК СО, к. п. н.

 

Инклюзивное образование – политика государства, направленная на обеспечение доступа и создание специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями во всех типах организаций образования, с гарантией качества образовательных, социальных, коррекционно-развивающих услуг.

В последние годы в связи с происходящими социально-экономическими переменами и реализацией современной государственной образовательной политики, предусматривающей выход республики в мировое образовательное пространство, создаются новые типы организаций для детей с особыми потребностями.

Сильной стороной коррекционного обучения всегда считалась концентрация внимания на индивидуальности каждого учащегося. С приходом в общеобразовательную школу учащихся с особыми образовательными потребностями учителя стали сознавать важность общения с каждым ребенком, как с личностью. Педагоги, занимающиеся специальным образованием, признают, что система общего образования зарекомендовала себя как эффективная для учащихся с ограниченными возможностями. Преподаватели общеобразовательной школы в свою очередь обращаются к системе специального образования в поисках новых методик, позволяющих улучшить результаты учащихся с особыми потребностями.

Инклюзивное образование – это процесс, при котором школы открыты для всех учеников, а все ученики школы являются членами школьного сообщества вне зависимости от уровня умственной или физической одаренности. Инклюзивное образование основано на уважении к каждому ученику и создании необходимых условий для того, чтобы все дети обучались вместе. Развитие процессов инклюзивного образования в РК нашло свое отражение в нормативно-правовых документах и, прежде всего, в новой редакции Закона об образовании (2011г.) и Государственной программе развития образования в РК на 2011-2020гг.

В результате реализации Программы к 2020 году будут обеспечены следующие социально-экономические эффекты:
- Создание системы «инклюзивного» обучения, обеспечивающей соответствующий уровень дошкольного воспитания и обучения, школьного и профессионального образования для детей и взрослых с ограниченными возможностями в развитии;
- Обеспечение полного охвата детей в возрасте от 3 года до 6 лет качественным дошкольным воспитанием и обучением, равный доступ детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе;
- Увеличение доли школ, создавших условия для инклюзивного образования, от общего количества с 10% до 70%;

Создание в 830 школах для детей-инвалидов «безбарьерных зон» путем установления подъемных устройств, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащение поручнями, специальными партами, столами и др. специальными компенсаторными средствами;

Создание в 3030-ти школах условий для равного доступа к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями (наличие в школах педагогов-дефектологов, психолого-педагогическое сопровождение детей, специальные индивидуальные технические и компенсаторные средства).

Система повышения квалификации педагогических кадров, в связи с активным становлением инклюзивного образования, претерпела серьезные изменения. Важным направлением модернизации является создание Постановлением правительства республики акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» (НЦПК).

Повышение квалификации учителей в АО «НЦПК «Өрлеу» будет организовано по новой программе с сертификацией и присвоением 2-го и 3-го новых уровней квалификации. В качестве основных направлений деятельности выделяются следующие:

1. Обновление содержания профессиональных образовательных программ и форм повышения квалификации педагогов;

2. Технологизация процесса обучения, актуализация деятельности по использованию личностно - ориентированных технологий, интерактивных методов обучения, обеспечивающих реализацию деятельностного и компетентностного подходов;

3. Оказание адресной научно-методической помощи отделам образования и педагогам областей на основе изучения и анализа их положительного опыта, профессиональных затруднений и потребностей, диагностики и мониторинга уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов;

4. Создание развивающей информационно- методической среды путем внедрения и использования современных информационных компьютерных технологий, дистанционных форм обучения, разнообразия форм методической работы в межкурсовой период;

5. Актуализация умений педагога работать в программно-методической сфере, разрабатывать образовательные программы, авторские курсы, УМК по предмету;

6. Научно -методическое сопровождение и поддержка опытно - экспериментальной деятельности организаций образования и отдельных педагогов, направленной на обновление содержания, форм обучения и воспитания школьников.

Основным структурным подразделением, курирующим вопросы повышения квалификации педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями в развитии (ОВР), является кафедра педагогики и инклюзивного образования (далее – кафедра) Филиала АО «НЦПК «Өрлеу» при Республиканском институте повышения квалификации работников системы образования (далее – институт).

Цель работы кафедры – повышение профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров организаций , осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями, в соответствии с современными требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения инновационных методов решения профессиональных задач с учетом требованиями Государственного общеобязательного стандарта образования. Деятельность кафедры строится в тесной взаимосвязи с научными, учебными и методическими организациями высшего, среднего и профессионального образования. Кафедра осуществляет учебно- методическую и научную деятельность.

В рамках реализации Государственной программы развития образования для специалистов общеобразовательных школ, уже включенных в инклюзивную практику, должны быть организованы специальные курсы, Организация курсовых мероприятий включает в себя разработку, обсуждение и утверждение учебно -тематических планов и программ, проведение конференций и круглых столов по наиболее важным вопросам интеграции детей с ОВР в общеобразовательный процесс и созданию инфраструктуры. Как показа л мониторинг, сегодня лишь 9,8% общеобразовательных школ могут заявить о создании специальных условий для включения детей с ОВР. Создание объектов инфраструктуры – необходимый элемент безбарьерного доступа детей с проблемами в развитии к качественному образованию. За 2012 год таких курсов на кафедре было проведено 6, из которых 3 – на казахском языке. Было охвачено более 100 специалистов разных категорий, таких, как учителя, заведующие методическими объединениями, заместители директоров и директора общеобразовательных школ. Почти 40% слушателей были представителями села. Кроме целевых курсов в объеме 72 часа по проблематике инклюзива, специалисты нашей кафедры разработали программные модули «Инклюзивное образование» (в объеме 2-х, 4-х и 6-ти академических часов). Эти модули внедрены в программы и тематические планы ВСЕХ курсов, проводимых в РИПКСО.

Параллельно с организацией и структурированием инклюзивной образовательной практики развиваются и традиционные формы обучения и воспитания детей с ОВР – в условиях специальных (коррекционных) школ. Сегодня в Казахстане специальное образование рассматривается, ка к составная, значимая часть единой системы образования республики. Государственная политика в отношении детей с ограниченными возможностями развития направлена на сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и максимального развития, сохранение доступа данной категории детей к системам образования и здравоохранения.

Говоря о мероприятиях по развитию инклюзивного образования, следует отметить, что, согласно «Методическим рекомендациям по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВР» (Приказ МОН № 5 24 о т 1 2.12.11), роль ресурсно-консультативных центров на первых порах будут играть специальные школы. Такая ситуация необходимо требует соответствующего уровня квалификации кадрового состава специальных педагогов и разработки новых программ повышения, так как «Ресурсный центр» – это новая, мало разработанная форма взаимодействия специальной и общеобразовательной школы.

Мониторинг кадрового обеспечения коррекционных организаций образования показал острый дефицит специальных педагогов всех профилей: олигофренопедагогов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, логопедов. Значительная часть педагогов (58%) специальных (коррекционных) школ не имеет базового дефектологического образования. Поэтому нам, преподавателям кафедры педагогики и инклюзивного образования, в ходе проведения курсов повышения квалификации по отдельной проблеме приходится работать над формированием основ специальных психолого-педагогических научных знаний уже практикующим педагогам. Для тог о, чтобы удовлетворить потребности специалистов Республики, нам необходимо увеличить количество проводимых курсов и вместе с тем постоянно расширять категорию слушателей по различным профилям специального образования. И если говорить о специальных организациях нового типа (Кабинетах психолого-педагогической коррекции, Кабинетах инклюзивного образования, логопедических кабинетах и реабилитационных центрах), то доля дефектологов там еще ниже, чем в коррекционных школах, – 39,5% в среднем по республике. А ведь именно эти организации уже сегодня осуществляют внешнее психолого- педагогическое сопровождение.

В настоящее время ставится задача совершенствования программ и планов профессиональной подготовки педагогов и руководителей организаций среднего и высшего профессионального образования, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями развития, на курсах повышения квалификации по специально разработанным программам.

В структуре образовательной программы выделяются две части: инвариантная и вариативная и четыре компонента общеобязательного (базисного) плана: нормативно-правовой, управленческий, содержательный и технологический.

Инвариантная часть рассматривает специфику работы современного специалиста. Она направлена на внедрение современных технологий с учетом потребностей системы специального образования, информационно-коммуникативных, психолого- педагогических, управленческих технологий.

Вариативная часть характеризуется тем, что охватывает авторские программы и проекты, рекомендованные МОН РК для апробации в рамках экспериментальной работы. В вариативной части курсов слушатели могут познакомиться с программами и методическими пособиями государственного и международного уровня. Содержание вариативной части зависит от степени подготовленности слушателей, направлено на организацию их индивидуальной траектории обучения. Вариативная часть может быть использована для работы творческих групп, разработки проектов, стажировки, спецкурсов по выбору.

Модули учебного плана планируются на основе нормативных документов, рекомендованных (допущенных) МОН РК к использованию в организациях повышения квалификации, требовании повышения квалификации педагогических кадров в РК.

В учебном плане материал структурирован по модульному принципу, то есть каждый раздел программы представляет собой целостный, логически законченный тематический фрагмент, предусматривающий возможность контроля за его освоением. Предполагается обеспечение четырех модулей – нормативно-правового, управленческого, содержательно-процессуального и технологического.

Для улучшения качества повышения квалификации специалистов по обучению, воспитанию и развитию детей с ОВР считаем необходимым:
- выявить потребности в профессионально подготовленных кадрах массовых дошкольных образовательных организаций, учителей общеобразовательных школ, преподавателей образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, работающих с детьми с ограниченными возможностями развития;
- оптимально внедрить в содержание программ по повышению квалификации новейшие научные разработки в области обучения и воспитания всех категорий детей, подростков, молодежи с проблемами в развитии;
- разработать алгоритм разработки индивидуальных планов-проектов для слушателей курсов повышения квалификации в области специальной психологии и коррекционной педагогики с определением результата работы слушателя (реферат, концепция, программа, модель и т. п.). При этом проектная деятельность каждого слушателя должна быть представлена в форме творческого отчета, обобщенного опыта, открытого занятия, объединяющего прошлый, докурсовой опыт и накопленные в ходе курсов знания;
- разработать проект персональной технологической карты повышения квалификации;
- разработать структуру и содержание очно-заочного и дистанционного повышения квалификации специалистов общеобразовательных организаций по работе с детьми с ОВР;
- разработать вариативные модульные программы (курсы по выбору) повышения квалификации в зависимости от индивидуальных особенностей педагога: его базового образования, профессиональных интересов, личностной мотивации, среды деятельности, обеспечивающих возможность постоянного саморазвития и профессионального роста педагога;
- в рамках ГПРО разработать и усовершенствовать программы и учебно -тематические планы по повышению квалификации специалистов Ресурсных центров инклюзивного образования, Кабинетов психолого-педагогической коррекции, Кабинетов коррекции и инклюзивного образования;
- во исполнение пункта 93 постановления Правительства Республики Казахстан от 11 февраля 2011 года № 130 «Об утверждении Плана мероприятий на 2011-2015 годы по реализации Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы»включить в план курсовых мероприятий специальные тренинги, семинары и курсы для педагогов общеобразовательных школ, обучающих на дому детей-инвалидов с использованием специальных / компенсаторных программно-технических средств.
Все эти мероприятия поднимут качество поствузовской подготовки на новый уровень, что приведет к развитию профессионального и личностного потенциала специалистов инклюзивного и специального образования. А повышение качества человеческого капитала и эффективное использование трудовых ресурсов – главные факторы повышения конкуренто способности и эффективности экономики государства.


Используемая литература: 1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы\\ Казахастанская правда, 14 декабря 2010 г. 2.Ахметова Г.К. Стратегические ориентиры модернизации системы повышения квалификации в республике Казахстан \\Менеджмент в образовании, №4(63), 2011, с.6-12.


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.








 

 


 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
 
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10