электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 
Фонд СОРОС Казахстан.

Рубрика "Инклюзивное образование" в журнале "Открытая школа" выходила при поддержке
Фонда Сорос Казахстан

Архив статей 2012 г.

 

Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями

№ 8(119) октябрь 2012

ОТ РЕДАКЦИИ. Мы продолжаем публиковать инструктивные материалы по отдельным аспектам раз вития инклюзивного образования. Предлагаем вашему вниманию «Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями», утвержденные Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 524 от «12»декабря 2011 года

 

1. Общие положения

1. Настоящие рекомендации подготовлены для создания условий по оказанию равного доступа к образовательным услугам путем организации психолого- педагогического сопровождения детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями в развитии.

2. Психолого-педагогическое сопровождение является особым видом помощи и поддержки ребенку, обеспечивающим его развитие в условиях образовательно- воспитательного процесса, и представляет собой целостную, системно организованную деятельность специалистов, которые создают социально- психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.

3. Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
1) организация ранней коррекции нарушений развития детей (с момента выявления);
2) помощь (содействие) ребенку и его семье в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
3) психологическое обеспечение образовательных и воспитательных программ;
4) развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) педагогов, воспитанников, родителей;
5) мониторинг результативности коррекционно-развивающей, воспитательной работы и обучения ребенка (психолого-педагогический мониторинг).

4. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на разных уровнях образования:
1) дошкольное образование – ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе;
2) начальная школа – определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей каждого ученика с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей;
3) основная школа – сопровождение перехода ученика в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
4) средняя школа – помощь ученику в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности.

5. Основными принципами психолого-педагогического сопровождения являются:
1) комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;
2) непрерывность сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;
3) информационно-методическое обеспечение процесса сопровождения;
4) социально-педагогическое и психологическое проектирование (прогнозирование) сопровождающей деятельности;
5) активное вовлечение родителей, педагогического и детског о кол лектива в мер оприятия по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями в развитии.

2. Организация психолого-педагогического сопровождения

6. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями в развитии организуется на основании заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации ( далее –ПМПК) и может осуществляться как внутри организации образования штатными специалистами (специальным педагогом, психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом, специалистом ЛФК и другими), так и вне организации образования специалистами специальных организаций (кабинета психолого- педагогической коррекции, реабилитационного центра, кабинета коррекции и инклюзивного образования, а также педагогами специальных (коррекционных) организаций образования) на договорной основе.

7. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями внутри организации образования осуществляет психолого-педагогический консилиум (далее - педконсилиум).

8. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями в развитии вне организации образования (в соответствии с рекомендациями ПМПК) организует и контролирует специальный педагог (выполняющий функцию координатора).

9. Основными направлениями психолого- педагогического сопровождения ребенка являются:
1) комплексное изучение особенностей психофизического развития ребенка, выявление потребностей в конкретных коррекционных психолого-педагогических мероприятиях;
2) разработка и реализация индивидуальной коррекционно-развивающей программы, адекватной возможностям и потребностям ребенка;
3) проведение индивидуальной, подгрупповой, групповой коррекционно-развивающей работы;
4) консультативная и просветительская деятельность;
5) научно-методическая деятельность (организация и проведение семинаров-практикумов, совещаний; обобщение опыта работы в форме докладов, выступлений; разработка методических рекомендаций);
6) осуществление психолого-педагогического мониторинга.

10. Разработка комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ (ИРП) осуществляется коллегиально всеми членами психолого- педагогического консилиума или внешней группой сопровождения.

При необходимости выполняется адаптация учебных программ или составляются индивидуальные учебные программы по предметам учебного плана. Определение содержания индивидуальных коррекционно-развивающих и учебных программ осуществляется с учетом уровня интеллектуального развития, индивидуальных особенностей, компенсаторных возможностей ребенка, а не его возраста.

При организации образовательного процесса необходимо предусмотреть щадящий охранительно- педагогический режим (избегать требований, превышающих возможности детей с проблемами в развитии, обучения без учета жизненных перспектив ребенка и практических потребностей, а также не занижать требования к каждому ребенку индивидуально).

Каждый член группы психолого-педагогического сопровождения должен соблюдать профессиональную этику, не распространять сведения, полученные в результате психолого-педагогического обследования, консультативной работы или других видов деятельности, если это может нанести вред ребенку или его семье.

11. Специалист сопровождения принимает участие в разработке образовательной программы учреждения, программы развития, проектировании системы управления, проводит экспертизу и анализ планов учебной и воспитательной работы, решений, принимаемых педагогическими советами и руководством образовательных учреждений, а также текущего состояния образовательного процесса с точки зрения их психологической обоснованности и практической эффективности в развитии и воспитании личности и учебных групп, вносит соответствующие предложения руководству, отдельным работникам по управлению учреждением.

12. Педагог-дефектолог проводит углубленное обследование детей с ограниченными возможностями, определяет план коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком, реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников; оказывает организационно -методическую помощь педагогическим работникам по вопросам интегрированного обучения и воспитания детей.

13 . Педагог - психолог проводит психокоррекционную работу с целью устранения выявленных отклонений:
- с детьми с нарушениями эмоциональной сферы проводит занятия по социально-эмоциональному развитию;
- с детьми, испытывающими трудности в общении,
– занятия по формированию коммуникативных умений;
- с детьми, имеющими поведенческие нарушения,
– занятия, нормализующие поведенческие реакции.

Психолог оказывает психологическую помощь семьям детей с ограниченными возможностями в развитии, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе организации образования.

14. Педагог-логопед выявляет речевые нарушения детей и проводит коррекционную работу по их преодолению, участвует в работе по развитию речевых навыков в общеобразовательной среде.

15. Учитель и воспитатель планируют, организуют и проводят образовательную работу по обеспечению полноценного психического развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, и н т ер е с ов и спо с о бно с т ей, о с уще с т в л яют педагогическую деятельность в тесном контакте с педагогом-дефектологом и другими специалистами, участвующими в психолого-педагогическом сопровождении.

16. Музыкальный руководитель организует и осуществляет работу со всеми детьми по эстетическому и музыкальному воспитанию с учетом индивидуальных особенностей детей. Планирует различные виды деятельности коррекционной направленности: музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве и пр.

17. Инструктор ЛФК осуществляет физическое воспитание детей с у четом их физической подготовленности, индивидуальных особенностей и состояния здоровья, приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит с ними коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно-моторной координации и другие.

18. Педагогическому коллективу организации образования, осуществляющему обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями, необходимо пройти обучение на курсах повышения квалификации по вопросам организации и осуществления инклюзивного образования, знать основы специальной педагогики и психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями, методиках и технологиях организации образовательного процесса.

3. Условия психолого -педагогического сопровождения для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями

19. Основными условиям и психолого - педагогического сопровождения являются
1) создание адаптивной и коррекционно- развивающей среды в организации образования, позволяющей обеспечить полноценную личностную самореализацию детей и полноценное усвоение общеобразовательных и специальных образовательных программ;
2) создание надлежащих материально-технических условий для физического доступа и обучения детей с ограниченными возможностями в развитии (специальное оборудование, приспособления, вспомогательные и технические средства, современные наглядно-дидактические материалы) в соответствии с нормативами минимальных требований к материально-техническому и учебно-методическому оснащению и обеспечению организаций образования для детей с ограниченными возможностями в развитии;
3) оснащение кабинетов учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, других специалистов, обеспечивающих психолого- педагогическое сопровождение детей, коррекционно- развивающим оборудованием, средствами обучения (в том числе техническими), специальной учебно- методической и дидактической литературой;
4) обеспечение библиотеки специальными образовательными и коррекционно-развивающими программами, специальной методической и учебной литературой.

20. Эффективность психолого-педагогического сопровождения определяется по данным психологической, педагогической, медицинской диагностики и по общим показателям:
1) удовлетворенность ребенка и родителей пребыванием в организации образования;
2) уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции);
3) способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми (группы детского сада, класса школы), со взрослыми;
4) успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видам деятельности.

21. Для определения эффективности психолого- педагогического сопровождения возможно использование метода катамнеза. Сбор данных организуется через полгода после начала психолого- педагогического сопровождения ребенка, а затем раз в год.

22.Примерная схема сбора катамнеза:
1) фамилия, имя ребенка;
2) возраст;
3) соматический статус;
4) психический статус;
5) приоритетные интересы в отношении к разным видам деятельности;
6) характер адаптации, по мнению специалистов;
7) характер адаптации ребенка, по мнению родителей.

23. Дети с ограниченными возможностями в развитии находятся с нормально развивающимися сверстниками постоянно на протяжении всего дня, за исключением времени коррекционных занятий. Независимо от степени выраженности нарушений они включаются в проведение воспитательных, культурно- развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с нормально развивающимися детьми.

4. Организация работы с родителями для психолого-педагогического сопровождения

24. Специалисты организации образования, обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями в развитии, организовывают работу с родителями в целях реализации широких потенциальных возможностей семьи в обучении и воспитании ребенка с ограниченными возможностями.

25. Основные задачи работы с семьей ребенка:
1) формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, активной позиции его воспитания в семье;
2) оказание помощи родителям в овладении способами взаимодействия с ребенком, приемами и методами его воспитания и обучения в условиях семьи;
3) активное привлечение родителей к коррекционно-развивающей работе с детьми;
4) психолого-педагогическое просвещение родителей, изучение их психолого-педагогических потребностей.

26. Работа с родителями проводится в разнообразных формах:
- индивидуальные беседы и консультации;
- родительский лекторий;
- дни открытых дверей;
- семинары и другие мероприятия.

27. Родители (и иные законные представители) детей с ограниченными возможностями вправе
1) участвовать в разработке и реализации индивидуальных образовательных и коррекционных программ;
2) присутствовать на учебных и коррекционных занятиях;
3) получать консультативную помощь;
4) получать полную и достоверную информацию о результатах проведения коррекционно-развивающего и образовательного процесса.


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.









 

 

 


 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
 
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10