электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 
Фонд СОРОС Казахстан.

Рубрика "Инклюзивное образование" в журнале "Открытая школа" выходила при поддержке
Фонда Сорос Казахстан

Архив статей 2012 г.

 

Инклюзивное образование: задачи и перспективы

№ 8(119) октябрь 2012

Е.А. МАРКЕЛОВА, начальник отдела нравственно-духовного развития человека Департамента по защите прав детей г.Алматы

 

Основными задачами Департамента по защите прав детей г.Алматы является создание эффективной системы межведомственной координации по вопросам защиты прав детей, формированию нравственных приоритетов и духовных ориентиров в обществе, а также профилактика и предупреждение «социального» сиротства, детского насилия и эксплуатации, оказание помощи детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях.

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года №1118, говорится о развитии системы инклюзивного образования:

К 2015 году для решения этой задачи будут разработаны модульные программы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями;
- правила интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной среде, определены формы интеграции для детей с различными нарушениями.
- правила организации дистанционного образования детей-инвалидов.

К 2020 году в школах будут созданы «безбарьерные зоны» для детей-инвалидов путем установления подъемных устройств, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащения поручнями, специальными партами, столами и др., специальными компенсаторными средствами.

В 3030-ти школах будут созданы условия для равного доступа к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями (наличие в школах педагогов-дефектологов, психолого-педагогическое сопровождение детей, специальные индивидуальные технические и компенсаторные средства). Дети- инвалиды, обучающиеся на дому, будут обеспечены комплектом компьютерной техники и компьютерного обеспечения с учетом индивидуальных возможностей и потребностей.

Из опыта работы Департамента

С 2007 года, когда был создан наш Департамент, совместно с ОФ «Международный Фестиваль «Бозторгай», ОФ им. Марата Оспанова ежегодно проводится конкурс детского творчества «Meйipiм» с участием воспитанников социальных учреждений, специальных коррекционных интернатов, детей с ограниченными возможностями из общественных организаций, а также учащихся организаций дополнительного образования. Конкурс стал событием, которого дети ждут, и готовятся к нему с большим энтузиазмом.

В настоящее время «Meйipiм» вышел за рамки конкурса, он получил развитие как образовательный, а теперь еще и как консолидирующий проект. Деятелями культуры и искусства, педагогами были организованы мастер-классы и тренинги. По итогам проекта 76 детей – лауреатов и призеров конкурса «Meйipiм 2010», обучающихся в специализированных школах-интернатах, получили мастер-классы по хореографии, вокалу, изобразительному и прикладному искусству у специалистов и педагогов. Были проведены встречи с деятелями культуры, организованы посещения детьми музеев и выставок.

Реализация проекта «Meйipiм» – это пример консолидации усилий общественных, государственных и бизнес-структур в решении вопросов реабилитации, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями через развитие их творческого потенциала».

Вместе с тем подготовка и реализация проекта выявила ряд проблем, для решения которых не- обходимо сосредоточить внимание организаций и учреждений, занимающихся детьми с ограниченными возможностями. Прежде всего сказывается отсутствие подготовленных кадров, специальных программ и разработок по методике преподавания творческих дисциплин для детей с ограниченными возможностями. Не все интернатные учреждения города имеют возможность организовывать на постоянной основе занятия по вокалу, хореографии, оригинальному жанру. В основном в интернатах осуществляется кружковая работа, которую ведут воспитатели и учителя, которым тоже необходимы мастер-классы и тренинги по новым методикам и технологиям.

Проект показал необходимость разработки специальных программ, методик, новых форм работы по развитию творческих способностей «особых» детей с привлечением для этого специалистов высшего и среднего специального образования. Необходимы мероприятия по повышению квалификации педагогов, работающих с детьми с особыми нуждами.


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.








 

 


 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
 
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10