электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 
Фонд СОРОС Казахстан.

Рубрика "Инклюзивное образование" в журнале "Открытая школа" выходила при поддержке
Фонда Сорос Казахстан

Архив статей 2012 г.

 

Система специальной коррекционной помощи и профессиональная реабилитация детей с ограниченными возможностями

№ 8(119) октябрь 2012

С. КАСИМОВА, директор АГРЦ ДОВ, О. ПЕРВЫХ, заведующая КППК№2, г. Алматы

 

В настоящее время, согласно Законам РК «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», Департаментом образования г. Алматы ведется планомерная, системная работа по воспитанию и специальному обучению всех детей с ограниченными возможностями.

Начальным этапом в системе специального образования является психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК). Задачами ПМПК являются диагностическое обследование и консультирование детей с любыми проблемами в психофизическом развитии с рождения до 18 лет, решение вопросов обучения, воспитания, установление их права на образовательные, медицинские и социальные услуги.

Несмотря на экономические трудности последнего десятилетия прошлого века в Алматы сохранилась сеть всех типов специальных коррекционных организаций образования. В городе для всех детей с ограниченными возможностями функционируют 20 специальных коррекционных организаций образования. Это 9 коррекционных детских садов, 9 коррекционных школ- интернатов, а также
- 99 специальных классов ЗПР в общеобразовательных школах города,
- спецгруппы в колледже сервиса и профессиональной школе для детей с нарушениями слуха, легкой умственной отсталостью и негрубыми двигательными нарушениями.

Всего охвачено коррекционной помощью 4775 детей и подростков с особыми потребностями от 2 до 18 лет. Таким образом, в Алматы функционирует разветвленная дифференцированная сеть коррекционных организаций образования всех 8 типов.

Постановлением Акимата в 2005 г. действую- щая городская ПМПК преобразована в Алматинский городской Реабилитационный Центр для детей с ограниченными возможностями. В структуру Реабилитационного центра введены две ПМПК и коррекционно-диагностические группы неполного дня для детей дошкольного возраста при ПМПК, 3 кабинета психолого-педагогической коррекции, расположенные в разных районах города.

С 2001 г. впервые в Республике при городской ПМПК открылись и продолжают функционировать коррекционно-диагностические группы для детей дошкольного возраста со сложными нарушениями, с целью углубленного диагностического изучения.

Выявление и обследование детей с ограниченными возможностями психолого-медико-педагогическими консультациями проводится по утвержденному графику:
- по рекомендации педагогов массовых школ, дошкольных организаций;
- по направлению специалистов организаций здравоохранения;
- по направлению специалистов по социальной работе;
- по направлению центра временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних (ЦВИАРН, по линии МВД);
- в результате выездных заседаний ПМПК в организациях системы образования, здравоохранения (дома ребенка);
- по инициативе родителей (законных представителей).

Специалисты консультации после всестороннего, комплексного обследования, установления диагноза и оценки потребностей направляют детей
- в школы-интернаты;
- специализированные дошкольные организации образования для детей с физическими (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата) и психическими отклонениями (с задержкой психического развития, умственной отсталостью);
- для обучения детей-инвалидов на дому;
- в районные отделения по социальному обслуживанию на дому детей с ограниченными возможностями для оказания комплексной социальной реабилитации: коррекционной, медико-педагогической, социальной помощи.

Результаты обследования детского и подросткового возраста населения психолого-медико-педагогической консультацией за последние годы показали рост количества детей со сложными и тяжелыми формами нарушений. Для детей-инвалидов, не способных к самостоятельному передвижению, с грубыми психическими, соматическими расстройствами организовано воспитание и обучение на дому. Обучение на дому ведется на базе коррекционных интернатных организаций образования и при общеобразовательных школах по месту жительства ребенка.

Однако, имеется такая категория детей, для которых не предусмотрены специальные коррекционные организации образования (с тяжелой умственной отсталостью, аутизмом, эмоциональными нарушениями). Анализ потребностей детского на- селения в специальном образовании обнаруживает необходимость создания новых типов коррекционных организаций специального образования: кабинетов психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центров. Для данной категории детей создана сеть кабинетов психолого-педагогической коррекции.

В кабинетах психолого -педагогической коррекции коррекционно-развивающая поддержка оказывается прежде всего детям, имеющим тяжелые и глубокие нарушения в умственном и психическом развитии, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, которые в силу специфичности нарушения не могут получить квалифицированную помощь в коррекционных организациях образования.

Кабинеты коррекции посещают дети
- с тяжелой и глубокой умственной отсталостью,
- воспитывающиеся и обучающиеся на дому,
- обучающиеся в общеобразовательных школах города и нуждающиеся в коррекционной помощи.

Для осуществления коррекционной работы специалистами КППК на каждого ребенка разрабатывается индивидуально-развивающая программа (ИРП) с учетом его возможностей.

Специфика работы КППК в том, что на одного специального педагога, психолога приходится 10- 12 человек с разными нарушениями: тяжелой УО, аутизмом, ДЦП, с трудностями в обучении и т.п. Поэтому индивидуально-развивающая программа коррекционной работы отдельно составляется на каждого ребенка. (К примеру, в коррекционной школе в большинстве случаев один календарный и поурочный план на весь класс). Или работа психолога также строится сугубо индивидуально (для детей с нарушением коммуникативных функций один вид работы, с умственно отсталыми или речевыми нарушениями строится работа по-другому) в отличии от работы психолога в школе, в детскому саду.

Основополагающей в деятельности кабинетов психолого-педагогической коррекции является работа с семьей, в которой воспитывается ребенок с особыми нуждами. Успех реабилитации ребенка во многом зависит от степени взаимопонимания специалистов и родителей. Родители, как правило, уделяют больше внимания медицинским воздействиям, часто упуская из виду социальную, психолого-педагогическую коррекционную реабилитацию. Свои функции большинство родителей видят в обеспечении интенсивного лечения ребенка, а коррекционный процесс воспитания и обучения зачастую возлагается на самих специалистов. Тесное сотрудничество и освоение родителями современных методов семейного воспитания и обучения ребенка с проблемами в развитии делает процесс реабилитации плодотворным.

На основании Приказа Управления образования г. Алматы №336 от 08.07.2011 года в СШ№49 и №116 открыты 2 первых класса инклюзивного обучения (обучение с осуществлением интеграции детей с ограниченными возможностями в развитии в обще- образовательный процесс), в котором обучаются дети после проведенной кохлеаримплантации. В школах созданы определенные условия, позволяющие осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям в зависимости от их нужд и потребностей. Общее количество детей в классах не превышает двадцати.

В 16 общеобразовательных школах, в том числе в школах с инклюзивной формой обучения, Приказом Управления образования г. Алматы №03-3-4/3197 от 15.07.2011 года открыты логопедические пункты, где работают логопеды-дефектологи, имеющие специальное образование и опыт работы с детьми с ограниченными возможностями. Кабинеты логопедов оснащены необходимым учебно-наглядным материалом, стендами, зеркалами и мебелью.

Кроме того, во всех школах города в том числе в тех школах, где обучаются дети с задержкой психического развития, работают психологи, социальные педагоги, осуществляющие индивидуальную помощь детям в классах инклюзивного образования и контроль за развитием детей.


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.









 

 

 


 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
 
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10