электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Инклюзивное образование

     

 
Фонд СОРОС Казахстан.

Рубрика "Инклюзивное образование" в журнале "Открытая школа" выходила при поддержке
Фонда Сорос Казахстан

Архив статей 2012 г.

 

Инклюзивное образование: опыт и перспективы взаимодействия школы, семьи и социума

№ 8(119) октябрь 2012

От редакции.

С 10 августа по 10 сентября МОН РК проводил республиканскую акцию «Жолашар». Основная цель акции - создание устойчивого внимания и стабильного интереса общества к проблемам детей с ограниченными возможностями в развитии и объединение усилий государственных структур, общественных, неправительственных, международных организаций, бизнес-кругов, СМИ и других социальных групп по формированию и реализации государственной политики в интересах детей и подростков. В рамках акции журнал «Открытая школа» организовал «круглый стол» на тему «Инклюзивное образование: опыт и перспективы взаимодействия школы, семьи и социума». В нем приняли участие представители практически всех указанных выше секторов общества. В той или иной мере проблемами инклюзивного образования занимаются многие организации, но, к сожалению, между ними нет никакой связи, люди даже не подозревают о существовании потенциальных партнеров или знают о них понаслышке. В ходе «круглого стола» участники познакомились друг с другом, узнали, кто в каком направлении работает, увидели точки соприкосновения и определили для себя своих будущих партнеров. Предлагаем вашему вниманию выступления его участников.


 

О необходимости координации в инклюзивном образовании

 

И.Г. ЕЛИСЕЕВА, зав.лабораторией специального школьного обучения ННПЦКП, к.п.н.

 

Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики имеет несколько направлений своей деятельности:
1. Выявление, диагностика, реабилитация и психолого-педагогическое со- провождение детей с ограниченными возможностями в развитии.
2. Прикладные научные исследования в области специального образования.
3. Нормативно-методическое обеспечение системы специального образования и анализ качества образовательных услуг.
4. Повышение квалификации и переподготовка кадров системы специального образования.

Начиная с середины 90-х годов прошлого века, научными сотрудниками центра проведен ряд фундаментальных и прикладных исследований по проблеме развития инклюзивного образования за рубежом и изучения текущей ситуации в РК.

С 2007 года специалистами центра разрабатываются нормативные документы и методические материалы для развития в стране инклюзивного образования. Центр располагает кадровым, программно-методическим, дидактическим потенциалом для консультирования и поддержки общеобразовательных школ, реализующих инклюзивную практику. Для руководителей и педагогов школ и детских садов проводятся плановые курсы повышения квалификации, семинары, а также индивидуальные и групповые консультации по потребностям учителей системы общего образования.

В настоящее время актуальной является координация деятельности раз- личных организаций, в сфере интересов которых лежат проблемы развития инклюзивного образования.

Назрела потребность в создании в городе Алматы Координационного совета по развитию инклюзивного образования, который должен определить последовательные шаги в формировании политики и практики инклюзивного образования, организовать и поддерживать экспериментальные площадки, изучение специалистами формирующегося опыта включения и психолого- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в общем образовании.


 

Основные проблемы и задачи инклюзивного образования в РК

 

Р.Б. КАРИМОВА, зав.кафедрой психологии образования и социальных коммуникаций КазНПУ им.Абая, доктор психологии, профессор.

 

Инклюзивное образование стало необходимым для современного образования не только в Казахстане, но и на всем постсоветском пространстве. Связано это со многими факторами. Прежде всего, это рост числа детей с отклонениями в развитии практически во всех странах мира, кроме того, значительно увеличивается количество детей с пограничной нервно-психической патологией, что также определяет необходимость индивидуального подхода к обучению.

Научно-теоретически обоснованная необходимость и возможность скорейшего внедрения инклюзивного образования в реальную жизнь на практике еще имеет много проблем и трудностей. С одной стороны, большинство педагогической общественности общеобразовательных школ и дошкольных учреждений психологически не готово к этому процессу. С другой стороны, родители, естественно, стремятся, чтобы их дети имели возможность обучаться в общеобразовательных школах и детских садах. Каждая из сторон представляет объективно обоснованные аргументы «за» и «против», а между ними находится ребенок, которому хочется быть, как все и рядом со всеми.

Наша задача заключается в том, чтобы инклюзивное образование работало, прежде всего, в интересах самого ребенка не в общем и целом, а в каждом индивидуальном случае именно для этого ребенка, с учетом его психических особенностей и социальных возможностей. То есть это образование должно быть эксклюзивным по форме и по методу: здесь и сейчас для каждого ребенка индивидуально.

Как педагогу, мне понятны проблемы и волнение учителей, ведь придется работать с особыми детьми, а в классе и со здоровыми детьми проблем хватает. Как успеть работать с детьми, у которых стоит серьезный диагноз ДЦП, эпилепсия, расстройства поведения и т.д.? В клинической практике мне приходится видеть, что там, где ребенок инклюзирован в общеобразовательную среду, имеет место положи- тельная динамика его нервно-психического статуса. Это связано с положительным эмоциональным на- строем как самого ребенка, так и его семьи. Ведь социальная значимость обучения в общеобразовательной школе поднимает самооценку, мотивацию и настроение самого ребенка, его родителей. И это определяет позитивную роль такого образования.

Собственный практический опыт показывает, что инклюзивное образование положительно влияет на эмоционально-коммуникативную функцию при некоторых формах аутизма, нарушениях поведения и ДЦП.

Конечно, необходим диффреренцированный подход к каждому ребенку с учетом его заболевания. В этом плане особая роль принадлежит ПМПК, так как им дано право решать образовательную судьбу ребенка.

В будущем мне представляется, что эту функцию может решать сама школа, конечно, при участии медиков и психологов.

Для того, чтобы школа была готова принять эту систему, необходимо, прежде всего, начать подготовку кадров педагогов по специальной педагогике и психологии. Педагоги должны быть вооружены знаниями о всех медико-психологических аспектах детей с особыми потребностями.

Таким образом, современная общеобразовательная среда требует скорейшего внедрения нейропедагогических и нейродидактических технологий в практику педагогов и психологов. Это позволит специалистам освоить личностные, субъективные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии, оценивать нейрофизиологический уровень выносливости и работоспособности личности и учебной группы в целом.

Превентивная тактика обучения педагогов методологии и практике нейропедагогики и нейродидактики в общем образовательном пространстве является залогом успешности и эффективности инклюзивного образования.


 

Принципы инклюзивного образования

 

К.З. САДУАКАСОВА, д.м.н., профессор кафедры психиатрии, психотерапии и наркологии КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, г. Алматы

 

Меня больше всего в поставленной проблеме беспокоит вполне реальная угроза закрытия специализированных школ и интернатов – это наше громадное достижение в области обучения детей с ограниченными возможностями. Как бы в реализации амбиций отдельных лиц и в желании не отставать от развитых западных стран «не выплеснуть вместе с водой» годами накопленный опыт работы с детьми с дефектами органов слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. У нас есть уникальные педагоги, труд которых никогда не был оценен. Сегодня главная задача - обеспечить преемственность в передаче их практического опыта и знаний молодому поколению. По опыту своей работы могу сказать, что найти сейчас высокопрофессионального логопеда, олигофренопедагога, специалиста- педагога по работе со слабослышащими детьми – нелегкая задача, а подчас и невыполнимая – нет таких специалистов среди молодого поколения, вернее, есть, но уровень их знаний и опыта не соответствует требованиям.

Не надо идти по образцу западных стран – у нас своя история и своя практическая база, содержать которую сможет не каждое развитое государство.

Мои конкретные предложения
1. Инклюзивное образование должно быть доступно всем детям и подросткам Республики Казахстан. Это относится в том числе и к детям из сельской местности, которые, к примеру, не могут изучать английский язык в том объеме, который требуется для обучения по системе «Болашак», в том числе и дети, показывающие высокие успехи в спорте и т.д.
2. Внедрению инклюзивного образования должна предшествовать подготовка общества, где в первую очередь в семье должны прививаться такие качества, как понимание, участие и готовность помочь тем, кто нуждается в помощи. Кто будет сопровождать в общеобразовательной школе ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата или с другими нарушениями?
3 . Нужно подготовить и внедрить государственную программу обучения специалистов для инклюзивного образования (речь идет о детях с ограниченными возможностями).
4. На данный момент надо срочно увеличивать количество классов для детей с задержками развития, так как увеличивающее количество детей с задержкой речевого и психического развития требует этого.
5. Особо надо сказать о детях с психическими расстройствами. Здесь требуется особо тщательный индивидуальный подход.
6. Психолого-медико-педагогические комиссии должны быть укомплектованы прежде всего специалистами – детскими психиатрами. На самом деле в ПМПК в большинстве регионов работают врачи, не имеющие сертификатов и категории врача детского психиатра, – это серьезное нарушение. Над этим мы будем работать.

В заключение хочу привести известные принципы инклюзивного образования, которые могут и должны быть основой любого обучения.
1. Ценность человека не за висит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса, скорее, может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.


Инклюзивное образование


Список статей, опубликованных в рубрике «Инклюзивное образование» журнала «Открытая школа» c 2012г.









 

 

 


 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях

 
 
 
 
E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел.8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10