электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


Даты. События.

 

   

Архив статей 2019г.

 

Образовательные события как средство формирования опыта бытия старшеклассников в пространстве исторической памяти

№ 8 (189) октябрь 2019г.

Н.И. КРАСНОКУТСКАЯ, учитель истории и обществознания,
Е.И. ПОЛИТИКОВА, учитель русского языка и литературы КГУ «Общеобразовательная школа №45», г. Алматы

 

Мы работаем в школьных классах с особым контингентом – взрослыми и детьми, имеющими трудные жизненные обстоятельства. Наши учащиеся получают образование в соответствии с общегосударственным стандартом среднего образования. Только средства достижения стандартного результата нам приходится искать не стандартные, а соответствующие индивидуальным обстоятельствам и особенностям наших учеников. К приобщению детей к исторической памяти народа Казахстана и управлению их участием в постоянно происходящих изменениях исторической памяти мы также ищем пути, соответствующие специфике контингента нашей школы.

К размышлениям о нашем опыте организации осознания нашими учениками освоения богатств исторической памяти и их участия в постоянной трансформации исторической памяти нас подтолкнуло приглашение «Открытой школы» на конференцию «Сохранение исторической памяти как фактор гражданского и нравственного становления молодежи» (23 августа 2019 г.).

Готовясь к участию в этом событии, мы прежде всего всем коллективом уточнили наше понимание понятия «историческая память», изучили доступные нам научные источники. В итоге мы выбрали для себя следующие положения.

Историческая память – это:
- особый вид коллективной и социальной памяти (Л.П. Репина, 2006 [2, с. 22]),
- часть коллективного и общественного сознания (Л.П. Репина, 2004 [4, с.42]),
- канал передачи сведений о прошлом (М.В. Соколова, 2008 [7]),
- «совокупность донаучных, научных, квази- научных и вненаучных знаний и массовых представлений социума об общем прошлом» (Л.П. Репина, 2004 [4, с.42]).

Историческая память складывается из передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого. Проявляется в привычках, быту, культуре, отношении к своему и другим народам, в политических предпочтениях. Она постоянно политически и идеологически актуализируется, обогащается продуктом воображения, порожденного человеческими чувствами и ощущениями, вызванными настоящим.

Средствами формирования исторической памяти являются устная традиция, мемуары, художественная литература, историческая литература, монументальные скульптуры, архитектурные памятники, музеи и т.д. А также праздники, посвященные историческим событиям, юбилеи, дни памяти и т.п. В XX веке особое значение для формирования исторической памяти приобрели аудиовизуальные источники разных типов (киноисточники, телевидение и радио), а в современную эпоху – образы и текстовая информация, распространяющаяся через соцсети.

Понятие историческая память находится в определенном взаимодействии с другими типами понятий. Мы делаем особый акцент на связи исторической памяти с «автобиографической памятью» – субъективной историей жизни и переживанием себя как уникального протяженного во времени субъекта жизненного пути [https://ru.wikipedia. org/wiki/Автобиографическая_память]. Поэтому мы в своей практической работе организуем образовательные события, в которых развитие этих типов памяти взаимосвязано. Исторические сведения стремимся сделать связанными с яркими фактами школьной жизни наших учеников. Это удается сделать через историческую репрезентацию – «представление одного в другом и посредством другого» [5], используя для этого театрализацию и системно организуя в школе образовательные события.

Образовательное событие – это особый вид работы, привнесенный в школьную практику тьюторской технологией, развернувшей педагогическую деятельность на реализацию принципа индивидуализации, организацию образовательной среды и сопровождения учеников по его индивидуальному образовательному маршруту (Т.М. Ковалева и др., 2012 [3]). Образовательное событие может проводиться в весьма разнообразных формах. В своей школе мы уже проводили в таких формах, как «Историко-патриотическая акция», «Исторический театр», «Громкие чтения», «Круглый стол», «Общественный смотр знаний», «Литературные чтения», «Парк знаний», «Театрализованное представление сказки», «Мастерская», «Музейный урок», «Мюзикл», «Презентация и защита продуктов проектной работы», «Спортивный праздник», «Урок на траве», «Экологический десант», «Экскурсия», «Этнический фестиваль».

Обязательные аспекты нашей практики проведения образовательных событий следующие.
1. Образовательное событие – это событие школьной жизни, а не отдельного класса.
2. Каждое образовательное событие имеет оригинальный, уникальный сценарий, замешанный на ситуациях и актуальных проблемах школьной жизни.
3. Каждое образовательное событие строится по таким принципам, как интерактивность, импровизационность, открытость.
4. В каждом образовательном событии участвуют все ученики без исключения, каждый учащийся имеет свою роль.
5. Роль ученика в образовательном событии – это катализатор и «лакмусовая бумажка» индивидуального уникального содержания образования ребенка.
6. Роль выбирается учеником.
7. Содержание роли конструируется педагогом (организатором образовательных событий) по образовательному запросу ученика.

В рамках направления развития культуры бытия в пространстве исторической памяти мы особое внимание уделяем образовательным событиям, связанным с Великой Отечественной войной, так как исследования показывают, что историческая память о Великой Отечественной войне как память о Победе [1], а это – «важнейшая составляющая самоидентификации индивида, социальной группы и общества в целом» [2, с. 22].

Что мы делаем в школе для развития культуры пребывания субъекта в пространстве исторической памяти? Мы целенаправленно скручиваем, соединяем историческую память с автобиографической памятью, чтобы знания детей обретали личностный смысл, становились основой строительства ими своего жизненного сценария, их биографии. Участвуя в театрализованной репрезентации исторических событий в роли исторических личностей, наши ученики не воспроизводят выученные тексты, они тексты порождают с позиции выбранного исторического персонажа, импровизируют на основе информации, которую изучают в процессе подготовки. И информация привлекается при этом самая многообразная: и из научных источников, и из посещения музеев, и из художественной и мемуарной литературы, и из фильмов, и из семейных преданий и документов. На самом событии ученики часто удивляют и других и себя мощными и точными импровизациями с позиций выбранной ими личности, а также открытиями относительно разных исторических и социальных явлений, закономерностей. Эти открытия навсегда остаются в личном арсенале учащихся и обсуждаются в школе и вне школы. Наши выпускники, приходя в школу через несколько лет после окончания ее, нередко говорят о знаниях, которые приобрели, «когда я была Ахматовой», «когда я был Сталиным», «когда я был Пастернаком». Присвоение знания через личный опыт прожи вания роли позволяет нашим ученикам не просто знать, а создавать, конструировать свое мировоззрение, сделать поэтов, писателей, исторических героев своими, теми, с которыми они имеют теперь опыт сопереживания и даже сотворчества. Наши ученики приобретают опыт совместной и самостоятельной постановки вопросов и поиска ответов на свои вопросы. Мы, учителя, направляем наших учеников к тому, чтобы вопросы они ставим так, чтобы извлечь урок и нравственный, и поведенческий, и интеллектуальный, и как жить не по лжи.

Наградой за все сложности организации и проведения образовательных событий для нас являются осознания наших учеников о роли «вечерки» в их судьбе: «…я поняла, что начала новый путь. Правильный путь. Путь, на котором встретила замечательных людей. Моих учителей, которые, уви- дев меня, растерянную и напуганную, не отвергли меня, а приняли как родную. И стали для меня родными. Они стали для меня мудрыми наставниками, показавшими, насколько прекрасен мир знаний. Да, безусловно, очень сложен, но прекрасен. Они научили меня не опускать руки в трудных ситуациях, а идти дальше. Они дали мне то, что было отнято у меня раньше – уверенность в себе и своем будущем. В школе я встретила множество талантливых людей, общение с которыми принесло мне самые приятные эмоции» (Диана, 2019).

Как показывал немецкий историк и методист Й. Рольфеса, к концу 20 века дидактика истории преодолела «границы школьной истории и обратилась к проблемам общения с историей и восприятия истории» (Й. Рольфеса, 1999 [6, с. 31]), а в первые десятилетия нового века историческое образование детей происходит в условиях предсказанной им «гигантской экспансия внешкольной- дидактики истории»: детям доступны история на телевидении, в музее, художественной литературе, прессе, туризме, системе свободного образования, в партиях и объединениях, сетевом общении, дискуссиях в чатах, флешмобах и т.п. В этих условиях работа учителей школы по организации освоения учениками пространства исторической памяти и участию подрастающего поколения в ее транс- формации становится чрезвычайно сложной, требующей и широкой эрудиции, и многосторонней научной подготовленности, и точечной осторожности в управлении уникальным развитием каждого ученика. И мы хотим пожелать всем учителям истории, литературы, классным руководителям найти свои технологии и методики достижения того, чтобы каждый ученик попытался прикоснуться к истории не просто глазом, а душой своей, через опыт прикосновения к конкретной исторической ситуации, и совершения своего единственно верного человеческого выбора. Это позволит детям получать уроки того, как в жизни они могут не просто пойти за кем-то, который поманит чем-то, а сделать свой осознанный выбор. Мы считаем, что это и есть гарантия того, что наши ученики организуются в сознательное поколение – залог светлого будущего.

Список использованных источников

1. Емельянова Т.П. Социальные представления как инструмент коллективной памяти (на примере воспоминаний о Великой Отечественной войне) // Психологический журнал. – 2002. – № 4. – С. 49-59

2. История и память / Под ред. Л.П. Репиной. – М.: Кругъ, 2006. – 768 с.

3. Ковалева Т. М. Профессия «Тьютор»/Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С. Ю.Попова (Смолик), А.А. Теров, М.Ю. Чередилина. – М. – Тверь: «СФК-офис», 2012. – 246 с.

4. Репина Л. П. Историческая память и современная историография // Новая и новейшая история. – 2004. – № 5. – С. 39-51.

5. Репрезентация // URL:https://dic.academic.ru/ dic.nsf/philosophy_ history/483/РЕПРЕЗЕНТА- ЦИЯ (дата обращения: 10.02.2019)

6. Рольфес Й. Дидактика истории: история, понятие предмет // Преподавание истории в школе. 1999. № 7. – С. 29-32.

7. Соколова М. В. Что такое историческая память // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 7. – С.37-44.

 

 

Даты. События.





 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no