электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Классика и современность

 

   

Архив статей 2018г.

 

Идеи великих просветителей степи в становлении педагога

№ 9 (180) ноябрь 2018г.

Ж.Ш. БАКТЫБАЕВ, доцент кафедры педагогики и образовательного менеджмента КазНУ им. аль-Фараби, кандидат педагогических наук, член-корреспондент МАНПО

 

Государственность Казахстана уходит далеко в прошлое, в 2015 году мы отмечали 550-ю годовщину создания Казахского ханства, а сегодня Казахстан – страна известных писателей и поэтов, композиторов и художников, гениальных ученых. Сегодня Казахстан – великое состоявшееся государство на азиатском континенте. Сегодня Казахстан – это страна, какой хотели видеть свой народ верные сыны, великие педагоги-просветители казахской степи.

Ш. Уалиханов – выдающийся ученый в области географии и этнографии, востоковед и смелый путешественник, член Русского географического общества. Особенно он известен своими экспедициями в Семиречье и Кашгарию, описаниями флоры, фауны этих стран, торговых путей, а также своими исследованиями истории и быта казахов. Последователь русских демократов-просветителей, Валиханов был горячим сторонником передовой русской культуры и стремился приобщить к ней свой народ, сохранив и развив в то же время достижения народной казахской культуры. Вернувшись в казахские степи, Валиханов испытал тяжелое разочарование, не находя общего языка с окружающими его людьми. «С местными султанами и богачами из черной кости я также не лажу, потому что они дурно обращаются со своими бывшими рабами… Зато с пролетариатом степным я в большой дружбе и скоро сходимся», – писал он Майкову [1]. К тому же его национальные чувства оскорблялись отношением царских чиновников к казахам. Для Валиханова характерна глубокая любовь к своему народу, его трудовым массам; именно эта любовь и позволила ему правильно увидеть единственную возможность развития его родного народа в тесном общении с Россией, с передовой русской демократической культурой. Мировоззрение Валиханова складывалось под влиянием демократических и материалистических взглядов передовых русских людей его времени. Он глубоко сочувствовал народным массам, и причины их возмущения видел в угнетении их завоевателями и господствующими классами своего народа.

Научные интересы отличались многогранностью. Он записал народноэпическую поэму «Козы-Корпеш и Баян сулу», осуждал произвол казахских феодалов, колонизаторскую политику царизма, пропагандировал переход казахов к оседлости и земледелию, боролся за преодоление их общественнокультурной отсталости путем приобщения к русской культуре, показывал реакционную роль религии. Оставаясь идеалистом в понимании общественной жизни, он считал, что конечной целью исторического прогресса является «улучшение… материального благосостояния», что «…все человеческие побуждения и мотивы обусловливаются совокупным влиянием физических и социальных условий» [1].

Организатором народного образования во второй половине XIX в. был выдающийся казахский просветитель Ыбырай Алтынсарин. Школу он считал ключом к подлинному просвещению народа. Учитывая кочевой быт казахов, он предлагал открывать интернаты при школах. Значительна и литературная деятельность просветителя. Наряду с переводом на казахский язык басен Крылова, рассказов Л.Н. Толстого, К. Ушинского он написал короткие рассказы о выдающихся ученых, государственных деятелях, трудолюбивых, сметливых крестьянах. Алтынсарин включил в свои книги рассказы многих народов мира. В его произведениях широко использованы казахские сказки. Своими стихотворениями и рассказами он пропагандировал науку, осуждал невежество. Призывая молодежь к просвещению, он ставил в пример культурную жизнь других народов, их достижения в науке, бичевал невежество. Рассказы написаны доступным для читателя, выразительным языком, имели большое педагогическое и воспитательное значение. Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе при самом непосредственном его участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. Много труда вложил Ы. Алтынсарин в дело подготовки учителей для начальных народных школ в крае, прежде всего из казахов. Алтынсарин не только открывал светские народные школы, но и разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, создал учебные и методические пособия, регулярно осуществлял инспекторский надзор, ежегодно посещая каждую школу, заботился о создании библиотеки при каждой школе. Около трех лет потратил Ы. Алтынсарин на разработку казахского алфавита на основе русской графики. Большую художественную, историческую и познавательную ценность представляет публицистическое наследие Ы. Алтынсарина. Основную его часть составляет переписка казахского просветителя с русскими друзьями, учителями и различного ранга представителями народного образования.

Абай Кунанбаев – выдающийся поэт, мыслитель, просветитель-демократ, родоначальник новой казахской литературы. Время Абая – сложное и неспокойное. Отношение к окружающей действительности и внутренний мир поэта с наибольшей полнотой и непосредственностью выразились в его лирике. Поэзия Абая богата по содержанию: это стихотворения на социальнополитические темы, стихи сатирические, философские раздумья, пейзажная лирика, стихи о любви, дружбе, поэзии, науке. Лирика Абая знакомит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом. Большое место в лирике Абая занимает социальная тематика. Поэт осуждает пороки современного ему казахского общества, раздираемого межродовой борьбой, распрями. Он обрушивается на алчность, беззаконие богачей и властвующих чиновников. Цикл стихов Абая о временах года принадлежит к числу наиболее проникновенных созданий абаевской поэзии. Впервые в истории казахской литературы степь предстала во всем ее разнообразии, впервые картины природы стали отражением сложной, полной глубоких социальных противоречий жизни казахского народа.

О чем бы ни писал Абай, он неизменно проявлял себя как поэт-мыслитель, философ, как гуманист-просветитель, как человек, любящий и верящий в свой народ. Абай напряженно размышляет о настоящем и будущем, о месте молодежи в обществе. Молодость, по мнению Абая, лучшая пора в жизни человека, когда у него формируются наиболее ценные качества личности.

В стихах Абая на тему молодости создается галерея разных по образу жизни, по характеру, по складу ума и мыслей молодых людей второй половины XIX века с их пороками и достоинствами. Поэт больших чувств и благородных стремлений, Абай упрекает свое поколение в постыдном равнодушии ко всему возвышенному, к добру и злу, к мечтам, поэзии и творениям искусства. Холод чувств, малодушие приводят неизбежно к отсутствию действий, к опустошению души.

Но Абай верил в молодежь, «молодую поросль», и пламя своих строк адресовал мыслящей, сознательной молодежи. Абай рисует здесь идеал человека. Чтобы иметь право называться настоящим человеком, необходимы благородство, искренность, душевная твердость, верность в чувствах, способность к жертвам во имя любви. Эти благородные качества могут сформироваться в человеке, если он пойдет путем труда и знаний. Поэзия Абая Кунанбаева занимает важное место в духовной жизни казахского народа, в его литературе. Недаром стихи Абая, песни, сочиненные им, передавались из уст в уста, из аула в аул, стали самыми любимыми в народе. Благодаря лирике Абая казахская поэзия не только обогатилась идейно-художественными открытиями, но и нашла новое, реалистическое русло для своего последующего движения и развития. Абай создает «Слова назидания». Всего их сорок пять. Это своеобразные лирико- публицистические, социально-философские, общественно-политические, морально-этические этюды о многочисленных явлениях действительности, жизни людей, общества, природы. «Слова назидания» раскрывают взгляды мыслителя на наиболее актуальные проблемы [2].

Своим творчеством великие педагоги содействовали пробуждению и развитию национального самосознания казахского народа. Сторонники просветительских идеалов, они переоценивали роль образования, видя в нем единственный путь к новой жизни, призывали людей к моральному самоусовершенствованию, боролись за улучшение нравов.

Профессия педагога всегда считалась значимой и остается востребованной в любое время. Специалисты, которые могут обучать детей, высоко ценятся. С педагогами в детстве приходится встречаться большинству людей. Дети вырастают под их присмотром и приобретают новые знания, затем у них может возникнуть желание и самим пополнить ряды профессионалов.

Педагогическая профессия относится к типу «Человек-Человек». Согласно Е.А. Климову этот тип профессий определяется коммуникабельностью; высокой степенью стрессоустойчивости; аккуратностью и чистоплотностью; энергичностью и быстротой реакции; воспитанностью и терпеливостью; тактичностью и доброжелательностью; чувством юмора; хорошей дикцией; хорошей памятью [3].

К личности педагога предъявляется ряд серьезных требований. Среди них есть главные и второстепенные. Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.

Изучение идей выдающихся просветителей казахского народа в школе должно быть не только информативной частью программного материала, но и элементом исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Цель исследовательского метода – «вызвать» в уме ученика мыслительный процесс. Школьник должен почувствовать прелесть открытия. И в этом первую помощь школьнику должен оказывать педагог-исследователь. В этой связи для педагогической деятельности достаточно степени бакалавра, но магистерская степень формирует полноценного педагога-исследователя, так как учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы. Педагог выступает как организатор формы и условий исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции. Учитель как организатор учебного процесса должен проявлять и управленческие способности, и творческий подход. Непосредственное же руководство учебно-исследовательской работой школьника – это тот вид педагогического взаимодействия, в котором максимально раскрываются возможности сотрудничества, соавторства, сотворчества.

Изучение идей классиков казахской педагогики будет более интересным, если педагоги-исследователи будут внедрять свои научные изыскания в учебный процесс, разрабатывать проектные работы, ситуативные и проблемные задачи. Здесь необходима целенаправленная систематическая работа по повышению квалификации педагогов, которая включает в себя несколько направлений деятельности, как проведение методических семинаров и практикумов для учителей в целях повышения профессиональной компетентности педагога в вопросах модернизации образования; участие в научно-практических конференциях, когда они делятся своим опытом использования в учебно-воспитательном процессе новых образовательных технологий, форм и методов преподавания; повышение квалификации учителя через вовлеченность в работу методических объединений, где педагоги обмениваются новинками в области их предметной компетенции; повышение квалификации учителя в ходе работы над темой по самообразованию. Однако, самым эффективным в подготовке научно-педагогических кадров является овладение магистерскими и докторскими программами.

В этой связи на кафедре педагогики и образовательного менеджмента Казахского национального университета имени аль-Фараби успешно осуществляется подготовка педагогов-психологов и социальных педагогов по образовательным программам магистратуры и докторантуры. Необходимо отметить, что образовательные программы магистратуры и докторантуры кафедры разработаны в соответствии с идеей исследовательского обучения и направлены на развитие умений и навыков научного поиска. Поэтому обучение в течение жизни предполагает, что педагогам необходимо продолжать учиться, возобновлять свое обучение в течение всей жизни, и не только посредством информальных методов, что делает каждый педагог ежедневно, но и путем получения формального образования, обновления знаний, умений и навыков, соответствующих уже имеющемуся у человека уровню образования. Становление личности педагога-исследователя выступает важным критерием эффективности всего процесса профессиональной подготовки педагога в будущем.

Один из великих просветителей казахской степи Абай не смог указать, как, каким путем народ может взять в руки свою судьбу, но он верил в его будущее, в благодетельные, грядущие перемены. «Кто не испытывал зла? – писал Абай. – Теряет надежду лишь безвольный. Ведь истина, что в мире нет ничего постоянного, значит, и зло не вечно. Разве после суровой, многоснежной зимы не приходит весна – цветущая, многоводная, прекрасная?» Одно из «Слов» он заканчивает мыслью: «И думаю, что, может быть, и хорошо жить так, устремляя взор надежды на будущее».


1. Валиханов Ч., Сочинения. «Записки Русского географического общества». Отделение этнографии, 1904, т. 29.

2. Кунанбаев А. «Слова назидания» (Кара соз). (Пер. с каз. С. Санбаева). – Алматы: Жалын, 1982.

3. Климов Е.А., Психология профессионального самоопределения. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. 2-е изд.

 

Классики и современность






 
 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no