электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Классика и современность

 

   

Архив статей 2018г.

 

Соединяя «горизонты прошлого, настоящего и будущего»

№ 9 (180) ноябрь 2018г.

Л.А. ПОПОВА, редактор журнала «Открытая школа», г. Алматы

 

Я видел дальше других, потому что стоял на плечах гигантов.

И. Ньютон


Отношение к классикам
Мы все о светлом будущем мечтаем.
И некогда нам прошлое листать.
Мы классиков, конечно, почитаем,
Но все-таки их лучше прочитать.
Они помогут выжить, может статься,
Подарят в лабиринте свет и нить.
Их мудростью, как воском, пропитаться,
Чтоб в ливнях новых веяний не сгнить!

В.И. Шкиндер

Еще недавно вопрос «Актуальна ли педагогическая классика?» вызвал бы недоумение. Но сегодня эта аксиома некоторыми учеными и практиками ставится под сомнение. В своей книге «Образовательный взрыв» директор частного лицея «Гранд» (г. Киев) В.М. Спиваковский пишет: «Некоторые считают, что нужно опираться именно на опыт прошлого, и ссылаются на теории Штайнера, Монтессори, Коменского, Сухомлинского, Песталоцци, Макаренко и многих других. Нет необходимости подробно характеризовать наследие этих великих педагогов… Отмечу лишь, что эти теории были вызваны к жизни проблемами прошлых веков и созданы «под заказ» абсолютно других социальных условий»1.

Мы думаем, что одной из причин таких выводов является поверхностное знакомство с трудами классиков. К сожалению, среди педагогов мало тех, кто их читал в первоисточниках. Чаще – в хрестоматиях, тематических подборках, еще чаще – знают лишь цитаты. Это точно подметил доцент кафедры социальной работы Уральского государственного медицинского университета Виталий Иванович Шкиндер в своем стихотворении «Отношение к классикам»2:

Ведь в том-то и заслуга классиков, что, находясь в конкретных социально-экономических условиях, они работали не «под заказ», а в интересах ребенка!

«Стоят» ли современные педагоги «на плечах» своих предшественников?

Не мы первые обращаемся к этой теме. В 2010 г. в Красноуфимске прошли педагогические чтения «Современный педагог и образовательный потенциал истории педагогики: точки соприкосновения». С разрешения организаторов мы опубликовали несколько статей из сборника докладов участников чтений в журнале «Открытая школа».

К педагогической классике постоянно обращается Корпорация Интел, которую трудно обвинить в устаревших взглядах на образование. Она – мировой лидер в области инновационных полупроводниковых технологий, и ее социальные проекты в сфере образования говорят сами за себя – «Обучение для будущего», «Учителя будущего». Деятельность Интел нацелена в будущее. Именно на портале Intel Education Galaxy размещен цикл статей «Педагогическая классика для настоящего и будущего». Автор статей – Елена Годунова, идея публикаций принадлежит главному редактору портала – Екатерине Алексеевой. В 2014 году в журнале «Открытая школа» вышло интервью с Еленой и Екатериной. Приведем небольшие отрывки из этого интервью.

Е. Алексеева: «Теории педагогов-классиков живы и сегодня, потому что их основа – уважение к ребенку, воспитание развитой Личности. В их трудах при внимательном чтении можно найти много того, что сегодня объявляют инновационными подходами к обучению».

Е. Годунова: «Вот лишь некоторые находки – современный парковый урок, это не что иное, как реализация мысли В.А. Сухомлинского: «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами».

А чем не теоретическая база для использования современных презентаций: «Рассказ по картине, и особенно по картине, нарочно написанной для рассказа, имеет большие преимущества перед самыми красноречивыми рассказами без картин. Картина не только запечатлевает в памяти самый рассказ, но и сдерживает самого учителя и группирует в голове ученика приобретенные им сведения…», – так Ушинский пояснял полезность наглядности». 3

Да, мир не стоит на месте. На наших глазах изменения происходят во всех сферах жизни, требуя от нас модернизации своих знаний, навыков, сознания. Но в то же время – «Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации», – писал в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президент Н.А. Назарбаев. И такой предпосылкой успеха развития национальной системы образования, на наш взгляд, является опора на проверенные временем идеи классиков педагогики, что позволяет соединить «горизонты прошлого, настоящего и будущего».4

Опыт сотрудничества с учителями, преподавателями вузов, общественными деятелями, организациями и корпорациями, чья деятельность нацелена в будущее и основывается на системном и непрерывном изучении непреходящих классических знаний, вдохновил нас на проведение научно-практической конференции с международным участием «Педагогическое наследие как ценностный ориентир развития национальной системы образования».

Доклады на конференцию поступили из разных регионов Казахстана, 3 доклада – из Российской Федерации, 1 – из Республики Беларусь, 1 – из Республики Болгария.

В общей сложности в оргкомитет поступило 35 докладов. В результате строгого отбора экспертов в сборник вошел 21 доклад. Главные критерии отбора – уникальность и практическая значимость работы.

Авторам удалось обосновать актуальность идей классиков педагогики в современной практике, показать пути реализации аксиологического потенциала обновленного содержания образования, творчески осмыслить и обобщить свой инновационный педагогический опыт. Они размышляют о предназначении образования в разных историко-культурных контекстах, об универсальной роли духовно-нравственных основ и просвещенческой миссии образования.

В материалах сборника показано, что интеграция историко-педагогического знания, современной педагогической теории и практики – достаточно продуктивный подход, направленный на совершенствование целостного педагогического процесса и стимулирование активности учащихся.

Надеемся, что сборник будет полезен как педагогам школы, так и преподавателям педагогических вузов и колледжей, а также их студентам, так как они получат в свое распоряжение теоретические выводы и готовые кейсы, которые можно использовать для совершенствования своей учебной и практической деятельности. С августа текущего года журнал «Открытая школа» публикует поступившие на конференцию доклады в рубрике «Актуальная классика». Кроме того, сборник можно бесплатно скачать на сайте open-school.kz.

Конференция состоялась в Алматы 2 ноября 2018 г. Ее цель – осмысление практического опыта педагогов в свете педагогических идей и теорий прошлого и настоящего в связи с задачами реализации современной образовательной парадигмы.

В онлайн режиме в конференции приняли участие педагоги из Караганды, Рудного, Усть- Каменогорска и Костаная.

Организаторы конференции
– Республиканский информационно-методический журнал «Открытая школа».
– Кафедра педагогики и образовательного менеджмента факультета философии и политологии Казахского национального университета им. аль-Фараби.
– Алматинский государственный гуманитарнопедагогический колледж № 2.

Конференция прошла в формате трех панельных дискуссий:
– Роль философско-педагогического наследия просветителей в развитии отечественного образования.
– Классическая педагогика как источник духовности нации и нравственного становления личности.
– Классическая педагогика для будущего.

По итогам обсуждения участники конференции приняли следующие рекомендации:
– коллективам школ и педагогической общественности ознакомиться с материалами конференции, доступными в электронном формате на сайте open-school.kz в целях распространения опыта использования педагогического наследия в практической работе учителя;
– менеджерам образования совершенствовать условия для развития сотрудничества педагогов-практиков с педагогической наукой в целях раскрытия и дальнейшего эффективного использования научного и практического потенциала педагогического наследия классиков педагогической науки;
– преподавателям педагогических дисциплин колледжей и вузов использовать материалы конференции для совершенствования своей учебной и практической деятельности в целях привития интереса обучающихся к педагогическому наследию классиков;
– редакционным коллегиям педагогических журналов в сотрудничестве с кафедрами вузов и методических объединений колледжей регулярно проводить обобщение научного и практического опыта изучения.


1. Спиваковский В.М. Образовательный взрыв. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http:// xvatit.com/hot/fasten_seat_belts/57098-do_not_look_back. html Дата обращения: 09.10.2018

2. Шкиндер В.И. Об отношении к классикам. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https:// www.stihi.ru/2014/06/20/1427 Дата обращения: 09.10.2018

3. Современны ли классики? // Открытая школа (Каз). – 2014. – № 2 (133). – С. 38-42.

4. Назарбаев Н.А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания. [Электрон. ресурс. ] Режим доступа: http: /www.akorda. kz/ru/events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstvavzglyad- v-budushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya Дата обращения: 09.10.18 г.

 

Классики и современность






 
 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no