электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Классика и современность

 

   

Архив статей 2016г.

 

Министр с львиным сердцем

№ 4 (155) апрель 2016г.

Т.М. МАЖИКЕЕВ, заслуженный работник образования РК, г. Алматы

 

Мне повезло работать в Минпросе КазССР, когда его возглавлял Кажахмет Балахметович Балахметов. В конце октября 1976 г. после обсуждения кандидатуры на коллегии меня назначали инспектором Инспекции при министре просвещения КазССР, которую позднее переименовали в организационно-инспекторский отдел (начальник – Кудасов К. и его зам. – Гавриленко В.П.). Министр К.Б. Балахметов пожелал мне успехов на новом поприще. Я начал осваивать не знакомую мне сферу деятельности, советовался с опытными коллегами, перенимал их стиль работы, изучал документы министерства и вышестоящих органов, вникал в делопроизводство. С помощь министра и его заместителей Щербакова А.В., Сидорова В.К., начальников отделов Лукпанова Г.Л., Кудасова К., Айманова А. я постепенно освоился со спец- ификой работы, их советы, рекомендации помогали мне расти.

Первая командировка в Талдыкорганскую область в составе бригады Министерства просвещения состоялась в апреле 1977 г. Я помню наставления нашего министра: «Проверять объективно, доказательно на имеющихся фактах, принять меры по устранению недостатков на местах». В самом Талдыкоргане проверку поручили мне. Я использовал документальный анализ, диагностирование, собеседование, САД (совместную аналитическую деятельность), диалог, практический показ в оформлении документов. Эти профессиональные приемы и методы позволили прийти к взаимопониманию. И все были довольны – городской отдел образования, школы, руководители и учителя, научно-методические предметные объединения, родительская общественность. Были, конечно, упущения, недоработки в школах, но руководители и учителя их учли и исправили. Заведующий городским отделом образования Джаманов был очень благодарен за практическую помощь.

Из районов проверяющие привозили огромные справки на 40-60 страницах, в которых было много «воды», мало информации по существу. По итогам работы мы с К. Кудасовым подготовили обобщенную справку в объеме 6 страниц и предложили министру включить в проект решения коллегии министерства рекомендацию представлять справки в объеме не более 6 страниц, приказы – не более 3 страниц. Министр нас поддержал, сказав: «Станьте хорошим инспектором. Убедитесь вначале сами, а потом убеждайте других».

В министерстве я про- шел отличную школу, чтобы обоснованно показать и доказать необходимость новых требований к документам, постоянно искал нужную литера- туру. Однажды заказал в Киеве 5 экземпляров книги по делопроизводству и один подарил министру. Кажахмет Балахметович поблагодарил меня за нужную книгу. Просил не забывать его при покупке хороших книг. Он много читал и всегда благодарил меня за книги.

Позже, когда я работал первым заместителем директора ЦИУУ, Кажахмет Балахметович командировал меня в Минск на Всесоюзную конференцию по повышению квалификации педагогических кадров. Там я познакомился с видными учеными – вице-президентом АПН СССР Ю. Бабанским, начальником отдела повышения квалификации МП СССР Ю. Зайцевым, директором РИУУ Белорусской ССР Р. Румянцевым и другими. Я договорился с ними о сотрудничестве. Мы обменивались опытом, лучшими лекторами, организовали прохождение курсовой подготовки в РИУУ БССР (Гомель, Витебск, Гродно, Минск), РИУУ Латвийской ССР, областных институтах России (Ленинград, Челябинск, Красноярск, Пятигорск, Калинин, Казань, Уфа, Омск, Самара. Великий Новгород, Нижний Новгород, Волгоград и др.). Министр поддержал нас. Лучшие лекторы (Козленко С., Худоминский П., Моисеев А., Дьяченко В., Раченко И., Конаржевский Ю., Саметис О., Отс А., Кабуш В., Коляда А., Овчарова Р., Аргеткина Р., Шакуров Р., Тонконогая Т., Кричевский В. и др.) выступали в гг. Алматы, Уральске, Усть-Каменогорске, Жамбыле, Шымкенте, Астане, Сатпаеве, Жезказгане, Актау, Степногорске, Кокшетау, Костанае и др.

В марте 1983 г. в Москве в АПН СССР я встречался с Ю.К. Бабанским, у нас состоялась беседа о научных исследованиях в области оптимизации образования в Алматинской области. Юрий Константинович вспомнил о встречах с Балахметовым К.Б., Лукпановым Г.Л. и Алгиевым А. и дал высокую оценку их научной деятельности в школах Казахстана. Он сказал: «Какие у вас умные люди. Мудрый ваш министр Балахметов, талантливый ваш Лукпанов, постоянно в научном поиске Алгиев. Это уже третья наша с вами встреча, я восхищаюсь вашим творчеством и содружеством с нашими учеными. Великолепная четверка творит и возвышает казахстанскую педагогическую науку в практику школ. И все – казахи!». Мне было приятно услышать такую высокую оценку нашей научной деятельности.

Айтике би писал: «Хороший человек всегда делает добро другому человеку. Ты сделал добро человеку – скрывай, тебе сделали добро – на всю степь разглашай». Как много сделал Кажахмет Балахметович для школ, для их руководителей и педагогов! Помогал, возвышал, лучших приглашал в Министерство просвещения. Они оправдали доверие министра и, получив опыт работы в министерстве, двигались дальше: Кибкало Н.С. – в Госплан КазССР, Пусырманова Е.Т. – в Совмин КазССР, Беркимбаева Ш.К. – в обком партии, заведу- ющим областного отдела образования, зам. министра и министром образования и науки РК, Копбаев С.Д. – инструктором обкома партии, зав. областного отдела образования, Мажикеев Т.М. – заместителем директора ЦИУУ, директором Алматинского областного ИУУ и др.

Вспоминаю, как в Алматы, в конце сентября-начале октября 1987 года, по линии Педагогического общества КазССР проходила Республиканская научно-практическая конференция «Демократизация управления школой». В первый день состоялась пресс-конференция. Ее ведущие – Ю.А. Конаржевский, доктор педагогических наук, профессор из Челябинска и К.Б. Балахметов, министр просвещения КазССР. Замечательный тандем ведущих продемонстрировал глубокое взаимопонимание и уважение, они выступали, отвечали на вопросы, удачно дополняя друг друга, это определило успех всей конференции. В тот же день работали секции и дискуссионные клубы. Приглашенные ученые (их было 14 человек из России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Латвии, Киргизии, Казахстана) выступали с лекциями перед участниками конференции по различным научным проблемам:
- НОТ учителя и руководителя школы,
- организация опытно-экспериментальной работы в школах-интернатах и группах продленного дня,
- педагогический анализ как основа управления школой, графическое планирование школы, организация научно-методической работы в школе и др.

Кажахмет Балахметович попросил меня пригласить Юрия Анатольевича в Министерство просвещения к 18.00 на чаепитие и на творческую беседу по наболевшим вопросам образования и науки. Беседа была интересной, содержательной, и в итоге было принято решение о совместной работе Челябинского университета и Министерства просвещения КазССР в духе педагогики сотрудничества. Это был большой успех! Конаржевский Ю.А. сказал мне: «Какой умный и мудрый ваш министр. Он хорошо знает истинное положение дел в масштабе Казахстана, каждого региона. Хорошо разбирается в людях!»

В середине 80-х годов в школах начался переход на 11-летнее обучение, прием шестилеток в первые классы. Мы решили с Копбаевым С.Д. (заведующий Алматиским областным отделом образования) раз- работать памятку для школ о встрече шестилеток «Здравствуйте, дети!» Отпечатали русский вариант и решили дать Музафару Алимбаеву, детскому писателю, поэту и редактору журнала «Балдырган» на перевод. Я отнес аксакалу один экземпляр памятки. Он прочитал и ответил мне: «Я сделаю свой вариант. А на перевод много времени уйдет». Я согласился. Выпустили маленькую книжечку, Копбаев С.Д. с радостью отнес министру, который похвалил нас за содержательную брошюру, объявил на селекторном совещании об издании книги в Алматинской области. На книжку появился большой спрос в областях. Министр обнял нас обоих, сказав: «Так держать свою марку!» Очень благодарный человек!

В своих выступлениях и книгах К.Б. Балахметов большое внимание уделял формированию и развитию общего стратегического видения школ в будущем. Ясно представлял себе, какой он хочет видеть школу. Это видение основано на личном профессиональном опыте, предыдущей деятельности и профессиональной интуиции. Чтобы вдохновлять, видение школы должно совпадать с надеждами и мечтами учителей, учащихся и их родителей. Министр последовательно воодушевлял их, способствовал формированию новых идей.

Он был недоволен подготовкой руководителей школ на факультетах повышения кадров при четырех педагогических вузах. Пришлось их закрыть. «Надо обратить серьезное внимание, – говорил Балахметов, – на диагностику как определяющий фактор совершенствования педагогической деятельности, чтобы учитель будущего был в идеале учителем-исследователем, учителем-ученым, это значит, что учитель будет знать критерий измерения ППД (продуктивности педагогической деятельности), будет владеть инструментарием диагностики качественных показателей собственной деятельности. Очень важно осмыслить знания и овладеть ими, что- бы приближать учителей к вершине педагогического мастерства и педагогического творчества». Эту идею мы взяли на вооружение и использовали в системе повышения квалификации, в научно-методической и исследовательской работе в Алматинском областном институте профессионального развития кадров.

Балахметов никогда не стоял на месте в своем творчестве. В нем эффективно сочетались организаторские, ораторские, актерские способности и ценные человеческие качества – инициативность и гибкость, созидательность и творчество, честность и смелость, личностная целостность, уверенность и уравновешенность, независимость и самостоятельность; настойчивость и упорство, энергичность и работоспособность, всегда обязательность и общительность. Такое сочетание не может быть тиражированным. Это – уровень искусства. Министр всегда был окружен лучшими коллегами, где он, там всегда светлое, радостное и мажорное лето. Он не был скрытен, эмоции для него – управленческое и педагогическое средство; он свободен от предубеждений. Он последователен в своих делах и действиях, ничего не забывал, не путал и очень редко ошибался, под- держивал коллег и сотрудников министерства, создав коллектив единомышленников.

К. Френсис писал: «Вы можете купить время человека, физическое присутствие человека на рабочем месте… Но вы не сможете купить инициативу. Вы не сможете купить преданность сердец, умов, душ. Вы должны все это заслужить». Кажахмет Балахметович заслужил и уважение, и любовь, и преданность. Он был всегда искренним, поэтому был красивым. За его душевную красоту его любили, поэтому он был всегда счастливым.

Сегодня с высоты своего профессионального опыта я могу сказать, что Кажахмет Балахметович был профессионалом с высоким уровнем сформированности психолого-педагогических умений (гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские), с высоким уровнем проявления педагогических способностей (рефлексивные, проективные, общие, специальные). Ему присущи особые моральные качества: по отношению к делу – высокая ответственность, трудолюбие; по отношению к людям, к себе, к коллективу – самостоятельность, коллективизм, общительность, уважение к окружающим, объективность в оценке личностей; по профессионально-этическим качествам – умение вдохновлять личным примером, профессиональный поиск, педагогический такт, выдержка, спокойствие, уравновешенность, обдуманность поведения. Плюс ясность ума, высокая культура умственного труда. Этими качествами Кажахмет Балахметович заслужил авторитет среди министров, членов ЦК Компартии Казахстана и Правительства КазССР. Его уважали и высоко ценили в Министерстве просвещения СССР, Академии педагогических наук СССР, в регионах страны.

Ильяс Есенберлин писал: «Львиное сердце должно быть у того, кто правит людьми и берет на себя ответственность…» У вас, дорогой Кажахмет Балахметович, львиное сердце! Я, ваш преданный ученик, любил, люблю и буду любить Вас, буду верить Вам. Вы научили меня любить и уважать людей, помогать им в творческом росте и идти смело к вершине своей – АКМЕ! СПАСИБО ВАМ! Я рад, что ВЫ есть! Поздравляю с юбилеем! Примите мои самые наилучшие пожелания – чтобы над вами было всегда ясное небо, чтобы счастье, как солнечные лучи, согревало Ваше сердце. Будьте здоровы, живите долго!

Допускаю мысль: исполнись в свое время неожиданная и свежая идея об Учительском парламенте, высказанная несколько лет назад тогдашним вице-премьером, министром образования, здравоохранения и культуры РК Имангали Тасмагамбетовым, наверняка быть бы Балахметову среди тех, кто составляет цвет и гордость образования государства, нации… Рядом с Алгиевым Адильханом Калиевичем, Мажикеевым Толешем Мукашевичем… «Золотой запас», интеллектуальное достояние Республики. Бесценное.

 

 

 

Классики и современность






 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no