электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Классика и современность

 

   

Архив статей 2016г.

 

Актуальность и значимость педагогического наследия М.Н. Скаткина
К 115-летию со дня рождения

№ 1 (152) январь 2016г.

 

М.В. БОГУСЛАВСКИЙ, зав. лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО », доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАОИ

 

 

И.М. ОСМОЛОВСКАЯ, заведующая лабораторией общих проблем дидактики ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО », доктор педагогических наук, г. Москва

 

 

Академик АПН СССР М.Н. Скаткин – это эпоха в педагогике. Величие его личности и вклада в науку трудно переоценить. Поднимаясь до высоких теоретических обобщений, он ни- когда не отрывался от практики, всегда знал ее потребности и перспективы развития. Важную роль в этом сыграло то, что он прошел трудовой путь от сельского учителя до ученого-педагога, пользовавшегося заслуженным авторитетом в научном мире. Поражало, что в нем не было пафоса, он не был окружен ореолом величия, был открыт общению и свои мысли излагал очень четко, точно, простым языком, так что учителям все было понятно.

Емкую и метафоричную характеристику личностно-профессиональных качеств М.Н. Скаткина дал видный отечественный педагог, академик РАО В.В. Краевский: «Таким людям, как М.Н. Скаткин, дано видеть глубинную суть вещей, с которыми соприкасается педагогика, скрытую от тех, кто скользит по поверхности явлений. Он был воплощением добрых традиций, точнее, доброго в традициях. Он всегда оставался самим собой – верным человеку, человечности, науке. М.Н. Скаткин был человеком мягким, негромким, но непреклонным в своей ценностной ориентации. Обладал способностью в прошлом увидеть зреющее будущее, а в новом – разглядеть перекрашенное старое. Новое и старое – это два измерения мира образования. Скаткин же принадлежал третьему – непреходящему, вечному в жизни и педагогике, для которого и старое, и новое не больше, чем разные стороны одной медали, моменты движения. Таким людям дано видеть глубинную суть вещей, с которыми соприкасается педагогика. По ясности мышления никто не мог с ним сравниться. Он всегда работал»[1].

Михаил Николаевич Скаткин родился 29.07.(11.08.) 1900 г. в селе Козлово Клинского уезда Московской губернии (ныне Конаковского рай- она Тверской губернии) в многодетной семье земского санитарного врача Николая Ивановича Скаткина. Атмосфера семьи оказала значительное воздействие на первоначальное формирование педагогических взглядов М.Н. Скаткина. С сердечной благодарностью он всегда вспоминал мать Валентину Петровну Скаткину (урожденную Строеву), принадлежавшую к дворянскому сословию, посвятившую всю жизнь семье, умело организовывавшую коллективную жизнь своих восьми сыновей и двух дочерей. Михаил Николаевич отмечал, что в этом ей помогали образованность (кроме художественной литературы, она много читала по педагогике, медицине, психологии) и природный педагогический дар.

По окончании Московской гимназии им Г. Шелапутина М.Н. Скаткин начал педагогическую деятельность в мае 1919 г. учителем начальной сельской школы в Саратовской области.

С 1920 года и на протяжении 10 лет М.Н. Скаткин осуществлял профессиональную деятельность под руководством С.Т. Шацкого в коллективе Первой Опытной станции Наркомпроса РСФСР. С 1920 по 1925 годы М.Н. Скаткин работал учителем начальных школ, входивших в состав Первой опытной станции. Общепризнанные успехи в работе Станции были во многом обусловлены продуктивной организацией подготовки педагогических кадров. С.Т. Шацким были организованы Педагогические курсы, среди форм работы которых использовались мастер-классы, консультации, постоянные встречи с учителями, творческие контакты и обмен опытом коллег. В летнее время молодые учителя обучались педагогическому мастерству, а зимой учительствовали в окрестных селах. Работа курсов продолжалась и в течение зимы, все учителя съезжались на два дня один раз в месяц на опытную станцию для получения научных заданий, которые они решали в своей практической деятельности, и для обмена опытом.

После окончания Педагогических курсов, в 1926-1931 гг., Михаил Николаевич преимущественно занимался научно-методической работой. В 1920-е гг. на социально-педагогическом этапе деятельности М.Н. Скаткин исследовал пути образования в условиях сельского социума: осуществлялся анализ социокультурных и средовых факторов образования; происходил поиск путей связи деятельности школы с окружающим населением; исследовались возможности метода проектов в интеграции учебной и трудовой деятельности школьников; происходила апробация различных форм и методов внеурочной и внешкольной общественно полезной деятельности учащихся, преимущественно сельскохозяйственной направленности.

В публикациях М.Н. Скаткина периода 1920-х годов доминировала направленность на то, что- бы обучение и воспитание детей в школах шло с учетом особенностей жизни села, традиций и обычаев, через убеждение их реальными приме- рами улучшения условий жизни и окружающей среды, которое в свою очередь оказывало общее благотворное влияние на социум. В процессе такой деятельности, решая образовательно-воспитательные задачи, учащиеся вносили элементы нового в местную культуру, совершали конкретный созидательно-творческий вклад в преобразование и улучшение окружающей среды [6].

Подчеркнем, что сформированный на этой основе в 1920-е годы в мировоззрении М.Н. Скаткина комплекс теоретических, дидактических и методических положений выступил базой и творческим источником для последующей разработки им стабильного учебника по естествознанию и методики преподавания этого предмета.

Безусловно, тесная совместная работа со Станиславом Теофиловичем Шацким явилась для М.Н. Скаткина судьбоносной. Прогрессивные общественно-политические, гуманистические мировоззренческие взгляды и идеи С.Т. Шацкого, его увлеченность наукой во многом определили жизненный путь и дальнейшую педагогическую деятельность М.Н. Скаткина.

Когда М.Н. Скаткин после 10 лет пребывания на Первой опытной станции переходил в Программно-методический институт Наркомпроса РСФСР, в характеристике С.Т. Шацкий отмечал у него большой интерес и способности к практической деятельности, что в работе он «систематичен и отчетлив», что к его достоинствам следует отнести «ясный литературный слог, большую работоспособность и тщательность выполнения взятых на себя заданий». И в заключение: «К работе исследовательской весьма способен». В те годы труды и личность М.Н. Скаткина были высоко оценены крупнейшими представителями Советского государства и педагогической науки. Н.К. Крупская писала: «М.Н. Скаткин – очень ценный сотрудник, хорошо защищает то, в чем убежден». Ряд статей Скаткина был опубликован в тот период в журнале «На путях к новой школе», редактором которого была Н.К. Крупская.

В 1930-е и в середине 1940-х гг. на предметно– методическом этапе М.Н. Скаткин осуществлял исследование способов формирования учебного курса естествознания для начальной школы и использования его потенциала для образования школьников.

В 1930-е гг. М.Н. Скаткин плодотворно работал в ведущих научно-исследовательских институтах страны. Также он постоянно вел занятия по методике преподавания естествоведения в педагогических вузах и на курсах повышения квалификации учителей. Его обширная научно-исследовательская и преподавательская деятельность была направлена на становление и развитие методики преподавания биологии, связанной с сельскохозяйственными технологиями.

В 1930-х гг. ученым был подготовлен учебно-методический комплекс по естествознанию для начальной школы: разработаны учебные программы; опубликованы методические пособия для учителей, в которых предлагались конкретные методы и приемы обучения учащихся; созданы интегрированные учебники по предмету «Естествознание» для младших школьников, построенные на широкой межпредметной, интеграционной основе, способствующие формированию у учащихся целостного понимания окружающего мира в неразрывной взаимосвязи всех его компонентов[6].

Создав весомые предпосылки для обучения основам биологии, ученый во второй половине 30-х годов обратился к проблеме процесса преподавания в целом. Одним из сложных и актуальных вопросов общей дидактики в то время было совершенствование урока. М.Н. Скаткин вместе с другими учеными-педагогами много внимания уделил проблеме подготовки и планирования урока, методике его организации и проведения.

Все это свидетельствует, что в 1930-е годы Михаил Николаевич занимал ведущие позиции в разработке основ дидактики и методики преподавания биологических дисциплин.

Укажем в плане исторической перспективы, что созданный в этот период учебник М.Н. Скаткина «Естествознание» под названием «Природоведение» в общей сложности переиздавался свыше 80 раз, в том числе на разных языках и в раз- личных странах. Учебник продолжал некоторое время издаваться и после ухода из жизни автора в 1991 г. вплоть до конца 1990-х гг., пережив своего создателя почти на десятилетие[3].

В 1941-45 гг. в годы Великой Отечественной войны М.Н. Скаткиным осуществлялась плодотворная деятельность по проблеме трудового воспитания школьников. Как истинный патриот, М.Н. Скаткин 18 июля 1941 г. добровольно вступил в ополчение и стал бойцом истребительного батальона Таганского района г. Москвы, а с сентября по декабрь 1941 г. находился на оборонительных работах в Карелии.

После демобилизации в 1942 г. он активно включается в научно-педагогическую и методическую деятельность. За период Великой Отечественной войны М.Н. Скаткиным были сделаны около 30 публикаций в центральных педагогических журналах и изданиях. В них он рекомендовал учителям работать над формированием у школьников познавательного интереса к естествознанию, связывать материал урока с практикой сельскохозяйственных работ, развивать исследовательский подход к пониманию явлений природы.

Учителя школ крайне нуждались в пособии по организации и проведению массового общественно полезного, производительного сельскохозяйственного труда школьников. Отвечая на эти насущные потребности, в 1942 году тиражом 550000 экз. была издана книга М.Н. Скаткина «Юные огородники», имевшая большую научно- практическую ценность и общепросвещенческую направленность.

В 1943 году Михаил Николаевич успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Научные основы методики начального естествознания», ставшую результатом длительного плодотворного труда в данной области и закономерной оценкой его научной и педагогической зрелости.

Самоотверженный труд ученого-педагога в годы Великой Отечественной войны был отмечен высокими правительственными наградами: в 1944 г. он был удостоен ордена «Знак Почета», а в 1945 г. медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»[4].

Важнейшим событием в жизни и деятельности М.Н. Скаткина стало создание в 1943 г. Академии педагогических наук РСФСР. Как один из активных и ярких организаторов деятельности Академии, М.Н. Скаткин неразрывно связал с ней всю свою дальнейшую научно-педагогическую деятельность. С 1943 года и до конца жизни он работал в системе АПН РСФСР. В 1944-47 гг. М.Н. Скаткин находился на ответственном посту Ученого секретаря Президиума Академии и внес большой трудовой и научный вклад в организацию ее деятельности.

Во второй половине 40-х – первой половине 50-х гг. ХХ века на программно-методическом этапе ученым осуществляются плодотворные исследования, специально посвященные содержанию, формам и методам обучения. С 1951 г. по 1956 г. М.Н. Скаткин являлся заведующим сектором политехнического образования НИИ общего и политехнического образования АПН РСФСР, а в 1948-57 гг. по совместительству зав. сектором дидактики, затем политехнического образования Института теории и истории педагогики АПН РСФСР. Также он был председателем Ученой ко- миссии по политехническому образованию при Президиуме АПН РСФСР.

В 1947 г. М.Н. Скаткин завершил подготовку фундаментального диссертационного исследования на соискание ученой степени доктора педагогических наук «Теоретические основы построения учебных планов и программ советской общеобразовательной школы». К сожалению, по независящим от М.Н. Скаткина причинам, защита диссертации в то время не состоялась и только через почти четверть века в 1970 году по научному докладу ему была присвоена степень доктора педагогических наук.

Учителя, директора школ и организаторы народного образования страны остро нуждались в передовом практическом педагогическом опыте по организации обучения и обустройству материально-технической базы школ. Первые проявления передового опыта в данном направлении тщательно изучались и обобщались исследовательской группой под руководством М.Н. Скаткина, и на данной основе предлагали конкретные меры по осуществлению образования школьников. М.Н. Скаткин систематически читал циклы лекций в Центральном институте повышения квалификации работников образования об обучении в средней общеобразовательной школе.

М.Н. Скаткин вел богатую картотеку фактов разнообразного положительного опыта и рекомендовал делать это своим многочисленным ученикам и слушателям. Коллеги и последователи отмечали, что он очень хорошо и удачно пользовался своей картотекой, в которой было накоплено большое количество фактического материала. При сборе фактов положительного опыта, помимо личного наблюдения, он предлагал широкое при- влечение для этого учительского актива.

Признанием большого личного вклада ученого в развитие педагогической науки явилось его избрание 24 марта 1950 г. членом-корреспондентом АПН РСФСР, а в 1951 г. М.Н. Скаткин был награжден орденом Ленина. В 1954 г. ученый за особые заслуги в области педагогических наук был удостоен медали имени К.Д. Ушинского.

Во второй половине 1950-х – первой половине 60-х годов М.Н. Скаткиным была предпринята комплексная разработка проблем политехнического образования, которая обусловила формирование базовых положений образовательно-политехнической концепции, обозначивших принципиально новые подходы к трактовке политехнического образования. В этот период возглавляемая М.Н. Скаткиным лаборатория основ общего и политехнического образования Института общего и политехнического образования АПН РСФСР стала ведущим научным центром реформы школы, в которой осуществлялась масштабная научно-педагогическая работа по определению содержания и научно-методического обеспечения политехнического образования.

С 1957-1960 гг. М.Н. Скаткин по совместительству являлся заведующим сектором основ общего и политехнического образования НИИ методов обучения, а также заведующим отделом поли- технического образования и сектором методики изучения основ промышленного производства г. Москвы. Данный этап научно-педагогической деятельности М.Н. Скаткина, наиболее значимый и плодотворный в разработке ученым теории и практики политехнического образования, был по- священ в основном исследованию форм и методов осуществления политехнического образования.

Во второй половине 1950-х гг. начала складываться научная школа М.Н. Скаткина, основной задачей которой было теоретическое и методическое обеспечение политехнического образования. В ее состав вошли ученые-специалисты по раз- личным педагогическим направлениям – препо- давания основ наук, изучения промышленного и сельскохозяйственного производства, внеклассной и внешкольной работы по техническому творчеству школьников.

В целом формировалась оригинальная, разносторонняя и плодотворная первая отечественная научная школа педагогов-политехнистов. Развивавшаяся научная школа политехнического образования М.Н. Скаткина привлекала в свой круг все увеличивающееся число ученых и учителей. Под руководством М.Н. Скаткина были успешно выполнены и защищены десятки диссертаций по проблемам дидактических принципов в обучении, политехнического образования, изучения и обобщения передового учительского опыта. Участие его сотрудников в опытно-экспериментальной работе по соединению обучения с производительным трудом обеспечило такой рост ее творческого потенциала, что практически во всех регионах Советского Союза работали представители его научной школы. В это время приходит и международное признание значения научной деятельности М.Н. Скаткина.

Во второй половине 1960-х – на дидактическом этапе – М.Н. Скаткиным осуществлялась плодотворная разработка научно-теоретических основ дидактики и методики образования. В этих хронологических рамках, на основе выработанных ранее положений, начала формироваться инновационная дидактическая интерпретация содержания образования. Научная мысль М.Н. Скаткина была направлена на решение масштабных проблем, связанных с определением критериев и принципов определения содержания образования, дальнейшим развитием отечественной дидактики. В целостном виде эти положения составили значительную часть научного доклада М.Н. Скаткина на тему: «Проблемы дидактики», представленного на соискание ученой степени доктора педагогических наук. С ним ученый успешно выступил 24 апреля 1970 года на заседании Диссертационного совета Научно-исследовательского института со- держания и методов обучения АПН СССР.

Исследования М.Н. Скаткина по фундаментальным проблемам дидактики легли в основу работ в области образования, проводимых в СССР и многих других странах. Важнейшим вопросам дидактики посвящены его книги «Совершенствование процесса обучения», «Проблемы современной дидактики», «Дидактика средней школы». Его работы отличаются мастерством систематизации состояния дидактики и отдельных ее проблем, что придает их совокупности концептуальную целостность.

Ученый – автор ряда новых принципов дидактики, в частности, принципа научности обучения, который определял такие требования к содержанию образования, как его соответствие уровню современной науки, создание у учащихся представлений об основных методах научного познания, показ его закономерностей. Вместе с тем он считал важным, чтобы научные трактовки изучаемых явлений соответствовали реальным учебно-познавательным возможностям школьников. Особое внимание М.Н. Скаткин уделял при- общению учащихся к основам исследовательской деятельности.

М.Н. Скаткин вместе с другими учеными-педагогами разработал социально-педагогические и психологические основы формирования научного мировоззрения школьников в процессе изучения гуманитарных и естественно-научных предметов, в системе трудового обучения и общественно-полезной деятельности школьников, в достижении единства общего и политехнического образования.

М.Н. Скаткиным создана методическая система занятий по основам наук, включавшая их связь с жизнью, при этом сохранялась научно обоснованная дидактическая последовательность изучения этих дисциплин. Методологические и теоретические основы связи труда школьников с их общеобразовательной подготовкой выражены в следующих положениях: освещение труда наукой, усвоение науки с использованием наглядно-действенного материала, полученного в труде, применение научных знаний на практике.

М.Н. Скаткин, по праву, является одним из основоположников научной школы «Дидактика общего образования». Вместе с сотрудниками лаборатории дидактики И.Я. Лернером, В.В. Краевским, И.К. Журавлевым, Л.Я. Зориной, В.С. Цетлин М.Н. Скаткин разрабатывал культурологическую теорию содержания образования, которая включает представления о социальном опыте человечества как источнике содержания образования; уровнях формирования содержания; структурных элементах содержания образования. Эта теория, будучи подлинно новаторской для своего времени, до сих пор не исчерпала свой инновационный потенциал и продолжает развиваться и сегодня: исследуется уровень теоретических представлений о содержании образования, на котором формируется допредметное, не разделенное на отдельные предметы, содержание; отбор содержания на этом уровне осуществляется на основании предметности обучения, которая в свернутом виде «вбирает в себя» и специфику со- держания образования, и его состав, и структуру; в ходе исследований показано, что в условиях различных дидактических подходов процедура отбора содержания образования различна, как и исходный, отправной пункт процесса – характер предметности обучения [5].

М.Н. Скаткин принимал активное участие в разработке учебных планов и программ начальной, неполной средней и средней школы, теории учебника. В частности, он показал необходимость естествознания как отдельной дисциплины, указывал на развивающее влияние этой дисциплины, так как в процессе ее изучения у учащиеся развивается наблюдательность.

Ученый внес значительный вклад в разработку концепции учебного предмета, который является средством реализации содержания образования с помощью педагогического инструментария. Сегодня дидактика продвигается и в этом направлении, расширяя само понимание и типологию учебных предметов (включая элективные курсы, тренинги, индивидуальные проекты). Исследуется возможность построения одного и того же предмета по-разному, в зависимости от избранной предметности обучения (и как когнитивно-ориентированного, с основным компонентом «знания», и деятельностно-ориентированного, в котором во главе угла способы деятельности). Более того, сейчас появились учебные предметы, прямо нацеленные на реализацию такого компонента содержания образования, как опыт творческой деятельности.

В ходе разработки концепции учебника были определены функции учебника, структура, содержательное оформление, способы отбора и представления материала, требования к изложению текста, содержанию, логическим связям внутри параграфов и учебника в целом, аппарату усвоения. Исследования лаборатории общих проблем дидактики НИИ общей педагогики АПН СССР, в которых активное участие принимал М.Н. Скаткин, позволили разработать такие положения теории учебника, которые становится возможным в полной мере реализовать сегодня, в ходе определения теоретических оснований построения учебников нового типа, предназначенных для процесса обучения в информационно-образовательной среде.

Вместе с И.Я. Лернером он разрабатывал теорию методов обучения, методов и средств активизации познавательной деятельности школьников, развития их творческого потенциала. В настоящее время классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности, в которой выделяются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы, широко распространена в практике обучения. Ни один учитель, разрабатывая урок, не ограничивается выделением только словесных, наглядных, практических методов, а старается выявить специфику организации познавательной деятельности, тем самым, обращаясь к предложенной учеными классификации.

В 1968-1979 гг. М.Н. Скаткин сначала был заведующим сектором теоретических основ про- цесса обучения НИИ общего и политехнического образования, затем возглавлял лабораторию дидактики НИИ общей педагогики АПН СССР, а позднее заведовал в нем отделом методологических и теоретических проблем педагогики. С 1979 г. и до конца жизни М.Н. Скаткин – старший научный сотрудник-консультант лаборатории общих проблем дидактики.

В 1966 г. М.Н. Скаткин был награжден вторым орденом «Знак Почета». В 1968 г. ему было присвоено звание члена-корреспондента АПН СССР, в 1970 г. М.Н.Скаткину был выдан диплом доктора педагогических наук, а в 1971 г. присвоено звание профессора. В 1980 г. ученый был награжден орденом «Трудового Красного Знамени».

В 1970-е – первой половине 80-гг. на прогностическом этапе ученым осуществлялось развитие прогностических подходов к перспективам средней школы в аспекте прогнозирования процессов развития советской системы образования. К этой проблематике М.Н. обратился в начале 70-х годов и напряженно занимался исследованиями в данной области педагогического знания на протяжении 1970–х годов. Внешний импульс к обращению ученого к прогнозированию будущего образа советской школы был задан ЦК КПСС, который в 1970 году поручил Академии педагогических наук СССР разработать прогноз развития советской системы образования на 30-летний период, то есть до 2000 года. В соответствии с этим в НИИ общей педагогики АПН СССР была создана научная группа, которая и должна была подготовить такой прогноз. В состав этого творческого коллектива был включен и М.Н. Скаткин, который, наряду с другими аспектами, разрабатывал прогноз раз- вития образования школьников [6].

М.Н. Скаткин плодотворно работал с аспирантами, докторантами, обогащая ценными научными идеями многие работы. Он был одним из организаторов и руководителей Всесоюзного семинара по методологии педагогики и методике педагогических исследований.

Вот, что он предлагал в своем докладе на 5 сессии семинара в Москве (1972 г.):

- более гармонично сочетать в учебном плане предметы гуманитарного, естественно-математического и трудового политехнического цикла; значительно увеличить время, отводимое на физическое, трудовое и эстетическое воспитание;

- включить в учебный план некоторые новые учебные предметы (например, основы логики, основы психологии, основы кибернетики), не допуская перегрузки памяти разрозненными знаниями, имеющими второстепенное значение;

- усовершенствовать дифференцированное обучение как за счет факультативных занятий, так и в виде классов с углубленным изучением цикла предметов;

- обогатить содержание учебных предметов, включая гуманитарные, системой поисковых задач, направленных на развитие творческого мышления учащихся, учить их самостоятельному обновлению знаний и их творческому применению;

- расширяя и совершенствуя практику программированного обучения, не стремиться превратить все обучение в программированное, сочетать это обучение с традиционными формами организации учебного процесса.

Новый импульс развитию М.Н. Скаткиным проблем образования был придан предпринятой в 1984 г. реформой общеобразовательной и профессиональной школы. Время со второй половины 1980-х гг. по август 1991 г. на философско-рефлексивном этапе деятельности М.Н. Скаткина включило анализ ученым процессов модернизации содержания и форм осуществления образования в условиях перестройки социальной и общественно-политической жизни советского общества. Особое место занимает философское осмысление М.Н. Скаткиным на рубеже 1980-90-х гг. своей педагогической деятельности и, в целом, образовательной проблематики.

На праздновании своего 90-летия М.Н. Скаткин огласил нерешенные проблемы педагогики, которые будущим ученым предстоит исследовать, назвав это своим научным завещанием. Это – проблемы превращения ученика из объекта в субъект педагогического процесса; выявление роли жизнедеятельности детей в развитии личности; отбор базисного содержания образования; подготовка педагогов, которые должны превратиться из передатчиков знаний в организаторов жизнедеятельности детей; совершенствование системы управления народным образованием.

Мы видим, что поставленные им проблемы актуальны и сегодня, они активно решаются, педагогика продвигается в области ориентации на личность ученика, организации его целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности, что способствует превращению ученика из объекта в субъект педагогического процесса. Вечной проблемой дидактики остается проблема отбора содержания образования, которая каждый раз ставится на новом, более высоком уровне теоретических обобщений. А проблема совершенствования управления образованием не только не решена, но еще больше обострилась, поставив вопрос, как должны учитывать дидактические знания чиновники, принимающие решения.

М.Н. Скаткин – автор более 300 книг, брошюр, статей и школьных учебников. Его труды в области дидактики, теории политехнического образования, прогнозирования развития школы, методологии педагогики получили широкую известность как в нашей стране, так и за рубежом.

В 1990 г. М.Н. Скаткин Президиумом АПН СССР был представлен к званию Героя Социалистического труда. Эту высшую награду он не получил, но 17 июня 1991 г. Указом Президента СССР М.С.Горбачева «За большой личный вклад в развитие педагогической науки» был награжден орденом Октябрьской Революции. Всего же за свою подвижническую деятельность М.Н.Скаткин был удостоен 5 государственных орденов и 4 медалей [7].

7 августа 1991 г. закончился жизненный путь Михаила Николаевича Скаткина. Но такие люди уходят только затем, чтобы остаться навсегда…

С удовлетворением отметим, что на протяжении прошедшего четвертьвекового периода после смерти ученого осуществлялось изучение, актуализация и использование комплекса его идей и взглядов. Основополагающий вклад в сохранение, исследование и развитие педагогического наследия М.Н. Скаткина вносит научный коллектив Института стратегии развития образования РАО (ранее Институт теории и истории педагогики РАО) и лично директор Института С.В. Иванова, доктор философских наук, профессор.

В институте сложилась и плодотворно действует Научная школа дидактики М.Н. Скаткина- И.Я. Лернера-Н.М. Шахмаева. Педагогическое наследие М.Н. Скаткина актуализируется в деятельности Научного совета по проблемам дидактики РАО.

Убедительность и принципиальность, умение откликаться на то, что нужно именно сегодня, и одновременно заглядывать вперед, в будущее школы, педагогической науки – вот главная черта М.Н. Скаткина, как ученого. Он создал свою педагогику – педагогику, впитавшую лучшие идеи и передовой педагогический опыт ХХ столетия. А, следовательно, педагогическое наследие М.Н. Скаткина является тем фундаментом, на основании которого может успешно развиваться отечественная педагогика и российское образование ХХI века.

Литература:

1. Краевский В.В. Три измерения педагогики // М.Н. Скаткин и современное образование: Материалы научно-практической конференции в

2-х т. / Под ред. В.А. Мясникова. – М.: ИТИП РАО, 2000. – т.1. – С.7-23.

2. Богуславский М.В. Судьба и педагогическая деятельность М.Н. Скаткина // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2015. – № 4. – С.9- 26 (в соавт.)

3. Богуславский М.В. Педагогика, длиною в жизнь: К 110-летию со дня рождения М.Н. Скаткина // Проблемы современного образования. Интернет-журнал РАО. www.pmedu. ru – 2010 – № 4. – С.85-89.

4. Богуславский М.В. Патриотическая деятельность М.Н. Скаткина в годы Великой Отечественной войны // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2015.- № 3(98). – С. 97-102 (в соавт.)

5. Осмоловская И.М. Дидактические идеи М.Н. Скаткина и их развитие // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2015. – № 4. – С.55-62.

6. Богуславский М.В. Школа будущего М.Н. Скаткина // М.Н. Скаткин и перспективы развития отечественной педагогики.- Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2010. – С.23-26.

7. Богуславский М.В. Скаткин М.Н. // Московская энциклопедия. – Т.1. Лица Москвы. – Книга 4. – М.: Фонд «Московские энциклопедии», 2012. – С.293.

8. Осмоловская И.М. Дидактика в свете традиций и современности // Институт теории и истории педагогики: 1944-2014 / Под ред. д-ра филос. наук, проф. С.В. Ивановой. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2014. – С. 106-123 (в соавт. ).

9. Богуславский М.В. Научно-мемориальный центр деятелей теории и истории педагогики имени М.Н. Скаткина// Институт теории и истории педагогики. 1944-2014 / Под общей редакцией д-ра филос. наук, проф. С.В. Ивановой. М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2014. – С. 326-329 (в соавт.).

 

 

Классики и современность





 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no