электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Классика и современность

 

   

Архив статей 2014г.

 

Педагогические взгляды Абу Насра аль-Фараби и история прообразов школ Казахстана

№ 5 (136) май  2014г.

А.К. МЫНБАЕВА, доктор пед.н., доцент, зав.кафедрой общей и этнической педагогики Казахского национального университета им. аль-Фараби

 

Обращаясь к истории, мы хотим заполнить «белые пятна» нашего общественного сознания, ища генетический код своего народа, воссоздавая образы великих личностей прошлого. Вместе с образом личности мы воссоздаем пути развития социальных систем того времени, порой, удивляясь глубокой продуманности и сложной организации уклада жизни, широте идей, утопической идеальности и гармонии представлений, в чем-то пророческим взглядам, существовавшим в древнюю эпоху и подтверждаемым современными открытиями Науки.


В этой статье мы рассмотрим педагогические идеи Абу Насра Аль-Фараби, параллельно воспроизводя из разных источников и контуры прообразов современных школ на территории Казахстана. История школ вплетена в историю развития системы современного образования, преемственности волн развития самих идей воспитания, обучения и государственного образования.

Именно изучение трудов аль-Фараби иллюстрирует исторические вопросы преемственности развития форм и содержания образования, его большой наполненности, сложность организации обучения в те древние времена. Надеюсь, в статье удастся показать логику развития идей образования на на основе идей Платона и Аристотеля и средневековых идей аль-Фараби, синтез понятия «школа» в философском и образовательном контексте.

Экспозиция Музея аль-Фараби Научной библиотеки аль-Фараби. Месторасположение: г. Алматы, КазНУ им. аль-Фараби КазНУград.Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби – средневековый философ-энциклопедист, математик, теоретик музыки, родился в 870 г. в г. Фарабе, позже называемом Отраром. По версии М. Кул-Мухаммеда, М. Фархи, Аль Джинди Назих Ахмад, отец аль-Фараби, был «сарбазом», «офицером», «военачальником» [1-2].

Согласно исследованиям чл.-корр. НАН РК А. Машанова, в г. Отраре имелось медресе. В историко- документальном романе «Аль-Фараби» А. Машанов описывает жизнь аль-Фараби. В медресе Абу Насра привел его дед, который был знаком с наставником и ученым медресе Абу Маликом. Одним из учеников медресе был и Коркыт [3].

Описанное в историческом романе медресе можно считать одним из прообразов учебного заведения Казахстана. Учителем-наставником Аль-Фараби в медресе был ученый Абу Малик. Давайте приоткроем завесу, заглянем в средневековую школу на территории казахской земли.

Как писал акад. А. Машанов, медресе имело 7 больших и 24 маленьких залов. В одном большом зале находилась библиотека, другой был залом заседаний, остальные – учебные комнаты. В маленьких залах проживали послушники. Рядом с медресе находилась мечеть с минаретом и солнечные часы.

Учениками были как городские дети, так и пришедшие издалека. До поступления в медресе дети обучались читать и писать в аулах. Первые 4-5 лет занятия в медресе велись на тюркско-кыпчакском языке. В течение этого времени послушники изучали парси, арабский язык и др. Наряду с языкознанием велись занятия по «АБЖД» (А. Машанов, 1970). Как отмечал А.Машанов, история предмета «АБЖД» запутанная. По одной из версий, «АБЖД» называли финикийский алфавит. По исследованиям ученых, ему более 3000 лет. При сравнении с арабским алфавитом он старше на тысячелетие и имеет 22 согласные буквы. Каждой букве соответствовала цифра и число. Поэтому любое слово можно было записать числом. «АБЖД» – это и наука, и счет (задачи). Во время занятий ученики получали знания, познавали тайны мира, мир природы. Ученики занимались до обеда, после обеда работали в саду, рыли арыки, поливали двор, убирали дом, обмазывали его глиной, переписывали книги, переплетали их, об- служивали гостей, готовили пищу.

В г. Отраре имелась вторая по численности книг библиотека мира, после Александрийской. Еще одно богатство города – книжный базар, куда стекались торговцы из Багдада, Китая, Индии, Урала и Булгарии, Румынии. Библиотека возникла по указу ученого Амира, который предложил собирать книги в общее книгохранилище. Библиотека располагалась во Дворце Амира, имела хранилище под землей и 4 комнаты. В центре комнаты находился тандыр с печью, сзади протекала арычная вода. Во второй комнате стояли стулья, подсвечники. Двери библиотеки были открыты для всех только в день Наурыза. В остальное время ее могли посещать султан и его приближенные. Ученые Абу Малик, Арыстанбап имели доступ в библиотеку [3].

Получив хорошее начальное образование на родине, после окончания медресе Абу Наср аль-Фараби решил продолжить обучение. Жажда истины и любознательность толкнули аль- Фараби к путешествию. Он обучался и работал в Самарканде и Бухаре. После отправился в Багдад, столицу Арабского халифата. «Он посетил многие культурные центры своего времени: Хорасан, Багдад, Дамаск, Алеппо, Каир» [4, с. 213; 5]. В Багдаде Абу Наср Аль-Фараби «основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и довольно быстро занимает первенствующее место среди них благодаря эрудиции, силе мысли и величию характера. Но в среде догматически настроенных богословов возникает личная неприязнь, зависть к нему и, главным образом, оппозиция ко всему строю мыслей аль-Фараби. … В конце концов, он вынужден был покинуть Багдад. Переезжает в Хоррар, где жили Александрийские ученые – христиане-несториане, вытесненные в свое время из Александрии. Последние годы он провел в Алеппо и Дамаске, пользуясь высоким уважением Сей ад-Дауля Хамдани – ведущей политической фигуры в Северной Сирии» [4, с.17; 6]. Умер Аль-Фараби в 950 г. в Дамаске.

***

Интеллектуальное наследие Абу Насра аль- Фараби связано с переводами и комментариями древнегреческих философов, а также написанием собственных сочинений в области философии, музыки, математики, естественных наук. По оценкам ученых, им написано от 70 до 160 трактатов [2, 8]. Философское наследие аль-Фараби объединяет в себе социальные, психологические, политические, этические, педагогические, эстетические идеи. Интересно, что общая картина его мировоззрения и миропонимания, отраженная в трактатах, синтезировала гуманитарные и естественные науки, показывала связь естественной среды обитания, Космоса и человеческих дел.

Педагогическое наследие Абу Насра аль-Фараби отражено в трактатах «Указание пути к счастью», «Рассуждение о значении слова «интеллект», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Афоризмы государственного деятеля», «О том, что должно предшествовать изучению философии», «О достижении счастья», «Слово о классификации наук», «Гражданская политика» и других.

Учение аль-Фараби основывалось на изучении трактатов Платона и Аристотеля и других древнегреческих философов. Поэтому его идеи очень близко перекликаются и в ранних произведениях заимствованы у Платона и Аристотеля.

Согласно Платону, цель государства – приближение к высшей идее блага. Она осуществляется, главным образом, путем воспитания. Воспитание должно быть организовано государством. Цель воспитания, по Аристотелю, – в развитии высших сторон души – разумной и волевой. Государство в целом имеет одну конечную цель – для всех граждан нужно тождественное воспитание, и забота об этом воспитании должна быть заботой государственной. Семейное и общественное воспитание должны быть взаимосвязаны. С 7 лет мальчики должны посещать государственные школы [9, с. 15-18]. В области нравственного воспитания Аристотель, выдвигавший в своей философии волевое, деятельное начало, при- давал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий) и разум – таковы три источника нравственного воспитания. Во всяком желании и деятельности могут иметь место недостаток, излишек и середина. Добродетелью является поведение, избегающее во всем крайностей, – как избытка, так и недостатка. В таком поведении и следует упражняться [9, с.18].

Интересно, что и Платон, и Аристотель основали свои школы (Академию и Ликей), каждая из которых просуществовала почти тысячелетие. Более того, Аристотель около 20 лет (с 17 лет) учился и жил в Платоновской Академии. Обе эти школы являются прообразами современных высших учебных заведений.

Академия, созданная Платоном, основана в 387 г. до н.э., просуществовала около 1000 лет и была за- крыта в 529 г. Аристотелевский Ликей создан в 335 г. до н.э., просуществовал 8 столетий. Для сравнения, казахстанские высшие учебные заведения существу- ют только около одного столетия.

Как пишет И.Д. Рожанский, аристотелевские трактаты, дошедшие до нас в составе «Свода Аристотеля», написаны, по-видимому, в период, когда Аристотель читал лекции в Ликее, причем многие из них, судя по форме, являлись не чем иным как конспектами этих лекций, а некоторые вообще были приписаны ему ошибочно.

***

Казахстанские исследователи-педагоги в учебниках по истории педагогики и других исследованиях определяют главенствующее направление взглядов Абу Насра аль-Фараби – нравственно-этическое воспитание, умственное развитие, эстетическое воспитание – музыкальное развитие, вопросы дидактики – построение содержания обучения и использование методов обучения и воспитания. На наш взгляд, в трактатах аль-Фараби можно выделить теорию построения системы образования добродетельного города.

Сложность системы образования в раннее средневековье можно наблюдать, прочитав трактат аль-Фараби «О том, что должно предшествовать из- учению философии».

Извлечения из трактата аль-Фараби:

«Девять вещей нуждаются в изучении и знании перед изучением философии, и взяты они у Аристотеля:

Первое – название школ, существовавших в философии;

Второе – знание цели каждой из книг [Аристотеля];

Третье – знание науки, положенной в основу изучения философии;

Четвертое – знание цели изучения философии;

Пятое – знание пути, избираемого тем, кто желает постичь философию;

Шестое – знание особенностей языка Аристотеля в каждой из его книг;

Седьмое – знание причин, побудивших Аристотеля к включению неясностей в свои книги;

Восьмое – знание состояния, в котором должен находиться человек, имеющий познания в философии;

Девятое – вещи, необходимые для того, кто же- лает изучить книги Аристотеля» /О том, что должно предшествовать изучению философии/. [4, с. 37].

Интересно, что понимание содержания образования как изучения книг Аристотеля и других философов долгое время сохранялось в системе университетского образования. Ранее в университетах не изучались предметы, а читались книги. Например, «постановлением 1254 года определялся календарный план занятий в Парижском университете: к 25 марта (7 апреля н.ст.) к празднику Благовещения следует закончить изучение трудов Аристотеля по логике, комментариев Порфирия, «Топики» Боэция; изучение «Этики» Аристотеля должно быть закончено в 12 недель; изучение «Физики» Аристотеля, начальные главы «Метафизики» должны быть закончены к 24 июня (7 июля н.ст.) к празднику Иоанна Крестителя» [10, с.154].

Материал, представленный в трактате «О том, что должно предшествовать изучению философии», иллюстрирует почитание и любовь самого аль-Фараби к Великому Учителю Аристотелю. Отсюда в восточной философии Абу Насра аль-Фараби также с любовью и признанием называли Вторым Учителем (после Аристотеля).

Согласимся с Н. аль Джинзи, «в трактате «Классификация наук» аль-Фараби предлагал схему последовательного обучения. На первое место аль-Фараби ставил изучение языкознания, потому что, по его мнению, совершенствуя и шлифуя язык, «языкознание тем самым способствует развитию всех наук». После языкознания аль-Фараби ставил логику, т.к. всеобщие законы логики позволяют понять содержание и развитие всех остальных наук. Далее следуют математика, естествознание и богословие, а также науки об общественном развитии. В трактате «Классификация наук» аль-Фараби разрабатывал способы овладения знаниями. Он предлагал начинать обучение с самых простых вещей и по мере накопления опыта, познания окружающего мира переходить к более сложным явлениям и понятиям» [2].

Перейдем непосредственно к идеям аль-Фараби о понятиях и сущности обучения и воспитания. Обучение и воспитание служат инструментами создания добродетельного города, в котором человек может быть счастлив. Выстроенный аль-Фараби педагогический подход, с одной стороны, четко указывал на общественную необходимость воспитания и обучения, служения идее построения «добродетельного города» (в трактате «Указание пути к счастью»). С этой точки зрения, он указывает на функции образования в социально-политической сфере – в современной интерпретации понимаемого как «Поощрение законопослушного правового и политического поведения, воспроизводство государственной (ведущей) идеологии». В данном понимании – это отрасль современной образовательной политики.

С другой стороны, аль-Фараби подчеркивал значимость воспитания и обучения для самого человека, для нравственного и интеллектуального развития, для того, чтобы стать счастливым человеком («О достижении счастья»).

Вот как трактовал понятия «обучение» и «воспитание» аль-Фараби в трактате «О достижении счастья»:

«Обучение – это наделение теоретическими добродетелями народов и городов. Воспитание – это способ наделения народов этическими добродетелями и искусствами, основанными на знании. Обучение осуществляется только словом, тогда как при воспитании народам и горожанам прививают привычку совершать действия, исходящие из свойств, основанных на знании, побуждая их к этим действиям, возбуждая в них желание совершать их, делая так, чтобы эти свойства и связанные с ними действия завладели душами [людей] и чтобы [люди] как бы воспылали к ним страстью. Возбуждение же желания совершать что-то осуществляется иногда посредством слова, иногда посредством действия» /О достижении счастья/ [4, с. 371].

«Имеются четыре рода вещей, которые присущи людям и свойственны народам и жителям городов для достижения счастья: это теоретические добродетели, мыслительные добродетели, этические добродетели и практические искусства» /О достижении счастья/ [4, c. 353].

По аль-Фараби, вся жизнь человека – это стремление к счастью. «Счастье – это цель, к которой стремится каждый человек, или оно является неким совершенством. Всякое совершенство есть цель, к которой стремится человек потому, что оно является неким благом, и это, без сомнения, предпочтительно. Поскольку цели, к которым стремятся как к пред- почтительным благам, многочисленны, то счастье является самым полезным из предпочтительных благ» /«Указание пути к счастью»/ [4, с. 227].

«Пусть к счастью … – первая стадия: это освоение искусства логики» [4, с.243].

Для того, чтобы достичь счастья, человек должен получить образование: изучить логику, математику, естествознание, гражданскую науку, музыку, танцы...

«… После этого он приступает к человеческой науке, изучает цель, ради которой человек существует, а это – совершенство, которое человеку необходимо получить: «что [оно есть]» и «как оно [существует]». Далее он изучает все вещи, благодаря которым человек достигает этого совершенства или из которых извлекает он пользу при достижении его, а это – блага, добродетели, добрые дела, – и отличает их от вещей, которые мешают ему в достижении этого совершенства, а это – зло, несовершенства и злые дела, узнавая о каждой из [этих вещей], «что» и «как», «отчего», «почему» и «для чего» [это], с тем, чтобы они стали известными, умопостигаемыми, отличными друг от друга» /О достижении счастья/[4, с. 362].

Хотя аль-Фараби говорит здесь о постижении гражданской науки, но нам видится в этом и направление самопознания.

Выстраивая теорию образования, аль-Фараби обосновывает ее гносеологические, эпистемологические и психологические основы. Этому подчинена его теория о познаваемости мира через чувственное восприятие и интеллект, деятельность человека. По аль-Фараби, вслед за Аристотелем, интеллект имеет 4 вида.

«Что же касается интеллекта, о котором Аристотель говорит в трактате «О душе», то он разделил его на 4 вида: а) потенциальный, б) актуальный, в) благоприобретенный и г) деятельный» /О значении слова «интеллект»/[4, с. 46].

Душа имеет 5 частей.

«Главных частей и сил души пять: питательная, ощущающая, воображающая, стремящаяся и разумная » [с. 307].

Ребенок от рождения чист, но имеет предрасположенности.

«У ребенка, душа которого представлена в потенции, нет ни актуальных нравственных качеств, ни даже душевных качеств» [4, с. 70].

«Человеческие индивиды от природы наделены различными силами и разнообразными способностями» /Гражданская политика/ [4, с. 279].

Формирование знания и качеств личности происходит через постижение силами души.

«Знания получаются в душе только путем чувственного восприятия» [4,с. 73].

«Знание какого-то предмета может образоваться или посредством мыслящей силы, или воображения, или ощущения» [4, с.172].

«Добро, основанное на воле, происходит одним путем, а именно через постижение пятью человеческими силами души: разумной теоретической, разумной практической, стремящейся, воображающей и ощущающей силами. Человек постигает и познает счастье только посредством разумной теоретической силы и никоим образом не посредством остальных сил» /Гражданская политика/ [4, с. 278].

Вслед за Аристотелем, аль-Фараби разделяет добродетели на две группы:

«Добродетели бывают двух видов: этические и интеллектуальные. Интеллектуальные – это добродетели разумной части души – такие, как мудрость, разум, сообразительность, острота ума, понятливость. Этические – это добродетели стремящейся части души – такие, как умеренность, храбрость, щедрость, справедливость» [4, с.309].

«Действия, являющиеся благими, суть умеренные, расположенные посредине между двумя крайностями, которые обе дурны, одна из них – избыток, другая – недостаток. Точно так же и добродетели суть душевные состояния и свойства, находящиеся посредине между двумя состояниями, которые оба являются пороком: одно – излишество, другое – недостаток. Например, целомудрие – это средина между вожделением и отсутствием чувства удовольствия, из коих – вожделение – есть избыток, а другое – недостаток. Щедрость – средина между скупостью и расточительностью. Мужество – средина между безрассудством и трусостью. Остроумие в шутках, развлечениях и тому подобное – средина между распущенностью, развязностью, с одной стороны, и застенчивостью, с другой стороны. Благородство – средина между чванством, самомнением и тщеславием, с одной стороны, и само- уничижением – с другой. Доброта – средина между чрезмерным гневом и состоянием, когда человек совершенно ни на что не гневается. Дружеское рас- положение – это средина между неприязнью и подобострастием. И так дело обстоит со всеми остальными добродетелями» [4, с.311-312].

Рисунок – Cинтез психолого-педагогический идей аль-Фараби«Теоретические и мыслительные добродетели иногда являются причиной и основой возникновения практических добродетелей и практических искусств» [4, с.345].

Для сравнения: Аристотель делит добродетели на диаоноэтические (разумные, относятся к интеллектуальной и умственной деятельности) и этические (относятся к характеру человека). По Аристотелю, добродетели первой группы возникают путем обучения, второй группы – результат привычки.

Таким образом, по аль-Фараби, воспитанный человек обладает этическими и интеллектуальными добродетелями. Интеллектуальные достоинства не- отделимы от этических: умный – значит, добрый, нравственный [О социально-этических воззрениях аль-Фараби,4, с. 221]. Синтезируем в рисунок общие положения для обучения и воспитания счастливого человека. В центре рисунка указаны элементы со- держания образования по аль-Фараби. По кругу рас- положены те силы человека, которые способствуют обучению и являются в развитии также результата- ми обучения и воспитания.

В своих трудах аль-Фараби описывает систему воспитания и образования для граждан добродетельного города. На наш взгляд, в трактате «О достижении счастья» он выделяет отдельного человека при правителе как управляющего образованием в городе (в современном понимании, министра образования) и группу людей, сохраняющих знания и определяющих их необходимость для обучения народа, и группу людей – учителей или педагогов, а также говорит о необходимости их специального образования.

Систему воспитания и образования он делит на две траектории: для широкой публики и для избранных.

«Теоретическим знаниям могут обучаться либо имамы и правите- ли, либо те, кто способен усвоить теоретические знания…

Теоретическим вещам широкую публику следует обучать методами убеждения, а многие из теоретических знаний воспринимаются путем воображения. …Избранные различают, что из этого следует получить тому или иному народу, а что может быть общим для всех народов и для всех жителей каждого города, а что следует получить только некоторым городам или народам и некоторым группам горожан. Все это можно отличить благодаря мыслительной способности при наделении людей теоретическими добродетелями.

Что касается практических добродетелей и практических искусств, то они усваиваются через привычку людей совершать свойственные им действия.

Это достигается двумя методами: 1) методом убеждающих речений, речений, действующих на чувства, и прочих речений, которые настолько полно закрепляют в душе эти действия и свойства, что побуждают людей совершать действия, связанные с этими свойствами добровольно, а закрепление их в душах зависит от способностей и навыков в использовании искусства красноречия; 2) методом принуждения, применяемым по отношению к бунтующим и непокорным гражданам и народам, которые не побуждаются добровольно, по собственному желанию к благоразумию и не слушаются слов; применяется по отношению к тем из них, кто противится усвоению теоретических знаний, которые они начали приобретать» [4,c. 372].

Эти методы в педагогической литературе названы «мягкими» и «жесткими» методами аль-Фараби.

«Методы убеждения и вызываемые в воображении представления применяются только при обучении простонародья, простолюдинов у народов и в городах, тогда как методы достоверных доказательств при постижении умом самых сущностных вещей применяются при обучении тех, кто может войти в число избранных» [4,c. 377].

В то же время он выделяет для избранных философское образование, а для широкой публики ограничивает его вероучением, религией. Кроме того, он подбирает методы обучения и воспитания «избранных» и «широкой публики». Аль-Фараби выдвигает требования к учителю, использованию им методов обучения и воспитания.

***

Трактаты аль-Фараби оказали влияние на развитие науки и искусства в мире. Они иллюстрируют преемственность и развитие идей философии, образования от античности к средневековью и вектор движения к современности. В основе обучения и по сей день лежат изучение языкознания и основ математики; мы не мыслим воспитания без обучения и обучения без связи с воспитанием. Современными являются идеи воспитания в единстве интеллектуальных и этических Добродетелей. Причем важно воспитание чувства меры, середины между «избытком» и «недостатком». Трактаты аль-Фараби позволяют задуматься о современных реформах школьного образования. Его изучение и проецирование на современность обнажают проблему выбора и качества реформ. Выбор вариативного профильного обучения на старшей ступени планируется производить на основе способностей учащихся: по направлению к науке и к продолжению интеллектуального развития или к выбору практико-ориентированного обучения ремеслу, искусству и др. Каковы риски такого подхода? Изменилось время. XXI век – век науки и инноваций, он не мыслим без высокой интеллектуальной подготовки всего общества, а не только избранных. Как определить правильный подход? Как это будет внедрено с 2015 г. в систему школьного образования?

***

Исследователями аль-Фараби в советское время в Казахстане являлись д.пед.н., проф. А. Кубесов [9], д.филос.н., чл.-корр. НАН РК А.Х. Касымжанов, д.геол-минер.наук, чл.-корр. НАН РК А. Машанов и др. Сейчас когорта ученых, изучающих наследие аль-Фараби, расширилась. Особое место продолжает занимать научная школа А.Х. Касымжанова, возглавляемая сейчас д.филос.н., проф. Ж.А. Алтаевым. Мне повезло, что в студенческие годы я слушала лекции о математическом наследии Аль-Фараби проф. А. Кубесова, в аспирантские годы – философов А.Х. Касымжанова, Ж.А. Алтаева, а недавно на первых Фарабиевских чтениях – проф. А. Фишлера и др.

Значимость наследия аль-Фараби, несмотря на новые достижения науки, с течением времени увеличивается. В настоящее время для сохранения наследия аль-Фараби предпринято множество шагов: появились памятники аль-Фараби в г. Алматы и Шымкенте, в Казахском национальном университете открыта Научная библиотека и музей аль-Фараби, проводятся конференции, продолжается поиск его трудов и переводы, выходят новые книги.

В нашем университете ректором КазНУ им. аль- Фараби акад. Г.М. Мутановым в преддверии 80-летия университета и 1145-летия со дня рождения самого аль-Фараби предложен научно-инновационный проект «Аl-Farabi university smart city», в котором соединены учение Абу Насра аль-Фараби о добродетельном городе и концепция умного города. Проект «Al-Farabi university smart city» предполагает создание университета нового поколения, где на основе синергизма технологических и духовно-нравственных концептов будут продемонстрированы современные подходы к решению научных, образовательных и социальных проблем [11].

Сегодня гражданина Казахстана и гостей нашей республики каждый день визуально сопровождает образ философа Абу Насра аль-Фараби. В школьных учебниках представлены его биография и идеи. Думаю, в дидактике предстоит еще проанализировать, насколько глубоко и современно представлены его идеи в учебниках. почему на денежных купюрах Казахстана почти всех достоинств изображен портрет Абу Насра аль-Фараби?

Наверное, это напоминание… Держа каждый день купюру с изображением аль-Фараби, задумываемся ли мы о том великом наследии, которое оставил нам ученый-философ, всегда ли совершаем добродетельные дела, вносим вклад в развитие добродетельных городов и государства, стремимся ли к совершенству, ищем или строим свое счастье?..


Литература

1. Кул-Мухаммед М. Аль-Фараби. – Алматы: Аруна, 2007. – 96 с.

2. Аль Джинди Назих Ахмад. Педагогическое наследие аль-Фараби: автореф. … канд.пед.наук 13.00.01. – М., 1991. –26 с.

3. Машанов А. Аль-Фараби. – Алматы, 1970.

4. Абу Наср аль-Фараби. Добродетельный город: философские трактаты. – Алматы: RS: Между- народный клуб Абая, 2014. – 504 с.

5. Гафуров Б., Касымжанов А. О социально-этических воззрениях аль-Фараби // Абу Наср аль- Фараби. Добродетельный город: философские трактаты. – Алматы: RS: Международный клуб Абая, 2014. – 504 с. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973. – 398с.

6. Кедров Б.М., Есенов Ш.Е., Касымжанов А.Х. Философские воззрения аль-Фараби // Абу Наср аль-Фараби. Добродетельный город: философские трактаты. – Алматы: RS: Международный клуб Абая, 2014. – 504 с. Аль-Фараби. Философские трактаты. – Алма-Ата: Наука, 1972. – 395с.

7. Кубесов А. Педагогическое наследие аль-Фараби. – Алматы: Мектеп, 1989.

8. Тажибаева Т.Л. Музей Аль-Фараби: наследуя и преумножая (к Концепции создания нового музея) // Вестник КазНУ. – 2011. – № 2.

9. Константинов Н.А. и др. История педагогики. – М.: Просвещение, 1974. – 447 с.

10. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: генезис и обоснования. – М.: Наука, 1988. – 256 с.

11. Мутанов Г.М. Форпост образования и науки Казахстана // Казахстанская правда. – 28 янв. 2014 г.

 

 

 

Классики и современность







 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no