электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Классика и современность

 

   

Архив статей 2014г.

 

Немеркнущий свет идей К.Д. Ушинского

№ 3 (134) март  2014г.


Л.М. ПЕРМИНОВА , доктор педагогических наук, профессор МИОО , ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики ФГНУ ИТИП РАО , г. Москва

 

Имя Константина Дмитриевича Ушинского, его научные труды и методические работы и в ХIХ, и в ХХ вв. были хорошо известны и ученым- педагогам, и научной общественности высоких академических кругов, и учителям, и воспитателям дошкольных образовательных учреждений, и родительской общественности. Книги К.Д. Ушинского хранились и в университетских библиотеках, и были предметом домашнего чтения: они и по сей день имеют огромную образовательно-воспитательную ценность.

Если Я.А. Коменский разработкой «Великой дидактики» заложил системные основы педагогики, то К.Д. Ушинский раскрыл научные основы педагогики, заложил ее теоретический фундамент, «сделал образование сферой общественной инициативы», а «педагогическую деятельность – гражданским поприщем» (там же) и, по сути, заложил начала отечествен- ной педагогической научной школы, развиваемой его многочисленными исследователями и последователями (Л.Н. Модзалевский, В.Я. Стоюнин, К.Н. Вентцель, Н.И. Яковлев, М.И. Демков, П.Ф. Каптерев, В.Я. Струминский, Н.К. Гончаров, Д.О. Лордкипанидзе, С.Ф. Егоров). Дидактика советского периода (М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина) прочно базировалась на педагогической антропологии К.Д. Ушинского, и по настоящее время педагогическое наследие К.Д. Ушинского – наше национальное достояние. Невозможно в одной статье отразить все, что сделано гениальным ученым: его педагогическое наследие поворачивается к нам новыми гранями, оно неисчерпаемо и в свете острых современных проблем развития образования представляется все более актуальным.

За четверть века многократного реформирования отечественного образования и школы на рубеже эпох (ХХ-ХХI вв.) открылись новые «болевые точки» в обучении и воспитании, которых можно было бы из- бежать, если бы реформаторы глубоко и вдумчиво изучили работы К.Д. Ушинского, имеющие непреходяще ценностный характер. Могло бы не быть вопиющей языковой и математической неграмотности молодежи, проблемы соотношения русского/родного языка и иностранного язы- ка в обучении, многолетнего поиска ответа на вопрос о национальной идее воспитания, непродуктивных дискуссий о педагогической науке и педагогической литературе (в частности, о школьных учебниках), о содержании образования и о семейном воспитании – обо всем этом не- однократно писалось на страницах журнала «Педагогика», «Образование и общество», «Социологические исследования», «Вопросы философии», «Отечественная и зарубежная педагогика» и др. Могло бы не быть, потому что К.Д. Ушинским заложены философско-психологические, ценностные основы педагогики, образования, обучения, воспитания как социокультурных процессов, имеющих одни и те же, вне географических условий, закономерности их влияния на развитие человека и общества.

Ключевой идеей национального образования является народность воспитания, культурный базис которой – в родном языке. Эта мысль особенно актуальна и значима для нас, когда на государственном уровне решается вопрос о том, каким быть отечественному учебнику истории. Здесь важно то Слово, которым будет написан этот учебник, потому что он должен выполнить не только мировоззренческую миссию в отношении отечественной истории, но и культурологическую. (Будем полагать, что народный язык не противоречит культурным нормам литературного языка).

Как своевременно обратить внимание на привлечение иностранного языка в семейное воспитание, дошкольное начальное образование! Нет, дело не в поспешном отрицании иноязычной речи в другой стране, в другой культуре, а в том, в какие условия ставят ребенка, желая непременно научить его иностранному языку раньше, чем родному, или одновременно. Нам понятно, что К.Д. Ушинский последовательно выступал за культурообразующее и культурно- развивающее назначение языка в обучении и воспитании ребенка.

Замечательны своей программностью такие работы К.Д. Ушинского, как «Педагогическая поездка по Швейцарии», «Письма о воспитании наследника престола», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О народности в общественном воспитании» и, конечно, фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». В статье «Педагогическая поездка по Швейцарии» К.Д. Ушинским делается глубокий анализ организации школьного дела в этой западноевропейской стране, которую нельзя назвать моноэтнической и которая тоже строила свою народную школу. Эта работа К.Д. Ушинского является прекрасным аналитическим и критическим образцом того, как следует проводить реформирование образования и, в частности, школьные реформы. Это прекрасный учебник, в котором представлено обоснование решения экономико-образовательных, ценностно- образовательных, педагогических, дидактических и управленческих вопросов.

Обстоятельность изложения не только восхищает, но и является примером государственного подхода к образованию. Эта работа (и ряд других) является сравнительно-педагогическим исследованием.

Вопросам организации школьного дела, содержания школьного образования К.Д. Ушинский уделял очень большое внимание и в этой работе, и в других, например, «Отчет о командировке за границу», «Три элемента школы» – обстоятельно рассматривая его всесторонне: и с ценностной культурно-воспитательной стороны, и с образовательной-обучающей, и с развивающей, – опять-таки, обращая внимание на недостатки в содержании учебных планов и учебников в российских школах.

Совершенно особое место в педагогическом наследии К.Д. Ушинского занимает работа «Труд в его психическом и воспитательном значении», высоко поднимая философский, социально- психологический, экономический и личностно- развивающий смысл личного, каждодневного труда в жизни человека, блестяще доказывая, что «свободный труд нужен человеку сам по себе, для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства», распространяя эту мысль и на учебный труд.

Нельзя не отметить, что в наше время в оценке возможностей некоторых международных проектов, к которым присоединяется Россия, молодым людям внушается несколько легковесное представление о перспективах жизненного и профессионального устройства. Серьезный взгляд на жизнь предполагает планирование надежных и гарантированных результатов обучения, условия для которых создает не только сам человек своим трудом, но и государство способствует этому всемерно.

Фундаментальный труд гениального ученого «Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии» представляет нам психо- лого -педагогическое знание в его гуманитарной, отражающей триединство биопсихосоциальной сущности человека. На тот период развития естественных, гуманитарных и социальных наук педагогическая антропология К.Д. Ушинского являла собой вершину научного осмысления человеческой природы во взаимосвязи биологического, психического и социального аспектов и научного обоснования возможностей системно-педагогического влияния на развитие всех сущностных сил человека. Тем самым принципиально и на новом витке методологии педагогического знания развивались принципы природосообразности и культуросообразности.

На основе педагогической антропологии К.Д. Ушинского разрабатывалась дидактика советской школы, заложившая разработкой теорий и теоретических концепций основы фундаментальности образования и обучения в новых социокультурных условиях. Среди них – теория процесса обучения и теория содержания образования образуют научно-дидактическое основание преподавания различных дисциплин.

В настоящее время академик РАО Б.М. Бим- Бад развил идеи педагогической антропологии К.Д. Ушинского, существенно расширив кон- текст методологии и содержания принципов гуманизации и гуманитаризации образования. Важно сохранить ключевую идею педагогического наследия Учителя русских учителей о том, что только характером образуется характер, только личностью воспитывается личность, и никакие образовательные средства не заменят Учителя и гуманитарной педагогической профессии, поскольку ни обучение, ни воспитание не имеют аналогов в социокультурной практике человечества.

 

 

Классики и современность






 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no