электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Классика и современность

 

   

Архив статей 2013г.

 

Перечитывая классиков.
Идеи К. Д. Ушинского в современной начальной школе.

№ 9 (130) ноябрь  2013г.


Р. Х. САМАТОВА, МОУ «Сухановская средняя общеобразовательная школа»

 

От редакции. Недавно в Интернете мы нашли информацию о том, что в 2010 г. в России на базе Красноуфимского педагогического колледжа прошли педагогические чтения на тему «Современный педагог и образовательный потенциал истории педагогики: точки соприкосновения». Нас она очень заинтересовала, так как идея чтений созвучна концепции нашей рубрики «Классики и современность». Цель педагогических чтений – осмысление практического опыта педагогов и руководителей образовательных учреждений в свете педагогических идей и теорий прошлого и настоящего. Мы обратились к одному из организаторов мероприятия Надежде Валентиновне Сыропятовой с просьбой рассказать о нем подробнее. По принципу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» Надежда Валентиновна выслала нам сборник материалов чтений и разрешила опубликовать наиболее нам понравившиеся, что мы с удовольствием и делаем.


Во все времена общество настороженно относилось к реформам в сфере образования. Это понятно: изменения затрагивают интересы личности, семьи, государства. Системный характер сегодняшних преобразований в системе образования вызван потребностями жизни, общества, его экономики, духовно-нравственной сферы. Попытка остановить или замедлить начавшийся процесс грозит серьезными последствиями, возможностью остаться на обочине мирового развития.

Недостаточно продуманные, поспешные решения могут привести к непоправимым ошибкам: утрате детьми желания учиться, падению престижа учительской профессии, низкому уровню материально-технической оснащенности учебно-воспитательного процесса и др. Тревожит тот факт, что время поиска путей преодоления трудностей растягивается на десятилетия, что множество противоречивых позиций приводит к бесконечным спорам по частным вопросам.

В такие ответственные периоды развития школы полезно вновь и вновь обращаться за советом и помощью к педагогическим классикам, например, работам К.Д. Ушинского. Его вклад в развитие отечественной и мировой педагогической науки и практики признан просвещенным человечеством, высоко оценен, а идеи не утратили своей актуальности и значимости и в наши дни. Особенно велики заслуги этого педагога в области развития начальной школы.

Уделяя большое внимание содержанию образования, К.Д. Ушинский ставил в центр учебного плана изучение родного языка. По его утверждению, «…дитя, выучившись родному языку, вступает уже в жизнь с необъятными силами. Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова…» (Ушинский К.Д. Родное слово). Высоко оценивал К.Д. Ушинский значимость родного языка. «В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа», педагог-классик подчеркивает, что, когда исчезает народный язык, исчезает и народ. Учитель начальной школы должен широко использовать возможности родного языка в развитии духа и творческого потенциала ребенка.

В современный учебный план начальной школы введен иностранный язык, в нашей школе изучается немецкий язык со 2 класса. В связи с этим следует прислушаться к мнению К.Д. Ушинского, который утверждал, что «знание иностранных европейских языков, и в особенности современных, одно может давать русскому человеку возможность полного, самостоятельного и неодностороннего развития» (Ушинский К.Д. Родное слово).

Для первоначального обучения К.Д. Ушинский предлагает следующие предметы: письмо, рисование, чтение, счет, библейские рассказы, пение, гимнастику. На вопрос, чему учить в начальной школе, К.Д. Ушинский дает ответ своими книгами «Родное слово» и «Детский мир», по которым занимались вплоть до Октябрьской революции. Интерес к этим книгам заметен и в наши дни. Книга «Родное слово» подарила педагогам России действенную систему начального обучения. Первый год обучения соответствует первым частям «Родного слова» – «Азбуке» и «Первой книге после Азбуки». Подбирая статьи для детского чтения, К.Д. Ушинский останавливался на предметах естественной истории, потому что они наглядны. В русской азбуке В.Г. Горецкого, которая является первой книгой наших первоклассников, много красочных иллюстраций из сказок, картин природы и жизни народа. К.Д. Ушинский подчеркивает, что непосредственно воспринятые из внешнего мира образы являются единственными материалами, над которыми и посредством которых работает наша мыслительная способность. Многие учителя хорошо запомнили со студенческой скамьи слова великого педагога о том, что «дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить ее мыслить иначе» (Ушинский К.Д. О наглядном обучении). Для проведения своих уроков использую информационные технологии, наглядность в виде таблиц, иллюстраций, схем и т. д. Безусловной заслугой К.Д. Ушинского стало введение звукового метода чтения. Говоря о его пре- имуществах, он писал: «Я не потому предпочитаю звуковую методу, что дети по ней выучиваются скорее читать и писать, но потому, что, достигая успешно своей специальной цели, метода в то же время дает самодеятельность ребенку, беспрестанно упражняет внимание, память и рассудок дитяти… и, главное, в нем не подавлен, а возбужден интерес к изучению». (Ушинский К.Д. О первоначальном обучении грамоте вообще).

Большое значение К.Д. Ушинский придавал принципу последовательности и систематичности в изучении материала: «…голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто» (Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка). В на- шей школе прослеживается преемственность между начальным и средним звеном для последовательности изучения школьной программы.

По утверждению К.Д. Ушинского, система дает нам полную власть над нашими знаниями, если она разумная и выходит из самой сущности предметов. К.Д. Ушинский считал, что главная задача педагога – научить детей учиться. С целью ее решения К.Д. Ушинский разносторонне характеризовал систему упражнений и требования к ним: упражнения должны быть систематическими, логическими, устными и письменными. Важнейшая задача упражнений – развитие логического мышления. Привычка к логическому мышлению дает возможность учащемуся «… учить урок логически, т. е. находить в нем главную мысль, привязывать к ней второстепенные, схватить самую систему изложения» (Ушинский К.Д. Детский мир: предисловие).

Знать индивидуальные и возрастные особенности учеников и максимально учитывать их в своей педагогической деятельности – это важнейшая задача педагогов, которые должны помнить слова К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» (Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии: предисловие).

Рассматривая физиологические и психологические особенности развития человека, К.Д. Ушинский пока- зал значимость и необходимость их изучения. В моем классе есть дети, которым необходим особый подход.

Создавая фундамент гуманной педагогики в отечественном образовании, К.Д. Ушинский подчеркивал, что «воспитателям вверяется нравственность и ум детей, душа, будущность нашего отечества. Главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанника- ми: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» (Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы). В первом классе нашей школы введена безотметочная система, поэтому для повышения стимула к учебе я применяю словесные и материальные поощрения в виде наклеек и картинок.

Перечитав бесценные страницы великого педагога, я пришла к выводу, что идеи К.Д. Ушинского актуальны и в наше время и широко используются в школьной практике. Разнообразные учебные предметы, отличающиеся богатством содержания, способствуют достижению ведущей роли обучения: разностороннему, гармоничному общему развитию учащихся.

 

Классики и современность






 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no